Путешествие на воздушном шаре
Нежный прибой, волшебная погоня небесного света не отпускали нас весь этот спектакль. Во все четыре стороны — вверх и вниз — пролегли дороги к доброму морю, доброму солнцу, добрым людям и животным и их королю Джолиону. И это не было просто театральной иллюзией, это было романтическое путешествие в страну настоящей любви — любви как дружества, как доверия, как интересной игры и той свежести чувств, когда пробуждается новое измерение жизни.
Король теряет свою корону. Он убежал от королевы, придворных, сковывающей скуки ритуалов. Он встретил девочку Элли на морском берегу. Играя, Джолион возвращается в свой детский мир. Играя с ним, Элли заглядывает в свой будущий мир. Вместе они строят новый королевский замок, новое королевство — пусть из песка.
А зрительный зал плывет в эту добрую сказку словно в огромной корзине воздушного шара постановщика из Eкатеринбурга Владимира Гаранина. Плывет, повторяя традиционные повороты этой сказочной истории.
Конечно же, в этом же месте играют в прятки хранители счастья — морские черепахи Большой Том и Маленький Том. Конечно же, король забывает о мантии и кладет корону в изумрудах на песок. Туда, куда зарылся Большой Том, досчитавший уже почти до сотни. А Маленький Том тоже замешкался, увидев, как поднимается над песком голова старшего, увенчанная короной. Теперь уже все ищут друг друга, но в сюжет вмешиваются очень злые пираты — Пач, который одноглазый с повязкой, и Тич, который младший и считается недотепой. Вступив в схватку на берегу с замечтавшимся о собственном королевстве Большим Томом, одноглазый сумел лишить черепаху красивой находки.
Но храбрая Элли настигает пиратов. Неравны силы, и трижды безуспешно девочка, завладев короной, пытается убежать. Пач запирает ее в купальной кабинке (уменьшенная копия Биг-Бэна). Пираты уходят в открытое море, где… и они, и, увы, корона идут ко дну.
Конечно же, Большой Том спас корону (а отец Элли, рыбак Дэн, — пиратов), устраивается общий праздник, где главным королевским блюдом становится свежеприготовленная рыба. Апофеоз. Опять солнце светит добрым людям и море играет с легким ветерком.
Пьесу «Про короля, который потерял свою корону» еще в 30-е годы по мотивам английских народных сказок написал Вайолет Фильпот. И спектакль в Тюмени получился таким добрым, что даже злые пираты просто хорохорятся. Иначе добрый мир станет слащавым и не менее скучным, чем лицемерные ритуалы королевы. Казалось бы, на фоне нынешней сумятицы и человеческого ожесточения не стоило бы представлять такие сказочки?
В 30-е годы Корней Чуковский поехал к больному сыну в туберкулезный санаторий в Крыму. Врачи были бессильны. Дети умирали… Чего только им не читал вслух и наизусть Чуковский! Но лишь добрые и веселые истории обрадовали юных смертников. Многим они подарили несколько дней и недель жизни. Вот почему прав режиссер Гаранин.
Спектакль в манере «Живой актер + кукла» привлекает своим ровным ансамблем и выразительной поэтикой общения наших мастеров в дуэтах. Органичны черепахи (засл. арт. РФ Нина Вальтонс и Зинаида Береговая), деловит и решителен рыбак (Алексей Мороз), пренебрегающий логикой интриги и потому меняющий ее в свою сторону. Увлечены игрой и радостью бытия король и Элли (Василий Лазарев и Лада Баянова), в силу чего они и попадают в переделки. Тут приходится звать на помощь гувернера — слугу-ворчуна Пирбрайта (арт. Лариса Шереметева). В общении на контрфорсах актриса смотрится интересно, точно прорисовывая характер. Динамику пиратского вращения колеса- сюжета, в резких, но привлекательных «красках» подчеркивают Николай Тарасов и Лариса Гебгардт.
В постимпрессионизм как художественный стиль «ушел» сценограф Александр Чемакин. Куклы просто замечательны, их пластика вкупе с мастерством наших актеров похожа на чудо — они сливаются воедино, значительно усиливая зрительское восприятие. Высший «пилотаж» — игра в прятки черепах, виртуозные вращения и даже перевороты на «спину» (когда пират Пач отбирает корону у Большого Тома, обманом опрокинув его на панцирь).
Фантазия режиссера превосходна. Один момент: морской бой. Eго накал передают пушечные «ядра» — насаженные на гибкие металлические трости «раскаленные» шары. Ольга Линенко «выжала» из композиторства Владимира Николаева все возможное. Актеры много поют и классно танцуют — не прошли даром уроки сценического движения Eлены Баклановой.
И, наконец-то, есть место поблагодарить всех, кто за сценой, кто своим старанием обеспечил успех премьеры. Это зав. постановочной частью Людмила Бакланова и ее помощник Виктор Губин. Хорошо поработали радисты, техники, бутафоры, монтировщики Борис Назыров, Валерий Захаренко, Александр Пимнев, Eлена Неустроева. А еще — Лариса Мальгина, Светлана Стибельская, Андрей Шадрин, Галина Карпова. Удались костюмы, ибо покрой, ткани словно «срослись» с персонажами, подчеркивая характерные черты образного строя.
Одно замечание: надо начинать спектакли с пролога, представлять актеров и куклы, кратко анонсировать зрелище, игру. Решение завести при театре «Клуб почемучек» — не выход. Постоянно ходить никто не будет, и погоду в зале такие посвященные не сделают. Сказали — «у нас школа, отличная от образцовской». Оно, конечно, так. Но пояснения мэтра лишь усиливали восприятие спектакля.