Дом предположений на песке загадок, или Гасите свет
Мы имеем дело с двумя абсолютно противоречивыми слухами: 1) решение о переводе Тюменской нефтяной компании из Тюмени не принято, и неизвестно, будет ли принято; 2) все уже решено, и заинтересованные структуры только тянут время, «делу чтоб придать законный вид и толк».
Приезд Юрия Шафраника в Тюмень на прошлой неделе оказался незамеченным. Никакой прессы этот визит не получил, и даже Владимир Князев с удивлением выпялился на меня, когда я сказал ему о встрече Шафраника с губернатором. (По достоверной информации, разговаривали втроем: губернатор Рокецкий, советник премьера Шафраник и пока еще президент компании Вершинин). Сами участники переговоров не слишком распространяются о цели и результатах.
На том месте, где нет информации, комментаторы строят домыслы, которые так не нравятся действующим лицам. Но ничего другого не остается, как строить дом предположений на песке загадок.
Поскольку запланированная, на наш взгляд, утечка информации о перемещении Юрия Вершинина с поста президента Тюменской нефтяной компании (ТНК) на должность первого заместителя губернатора, курирующего ТЭК, экономику и финансы, не вызвала протеста в официальных кругах, стало быть, этот вопрос — всего лишь дело времени. Тем самым становится весьма вероятным и слух о том, что пост президента ТНК займет сам Юрий Шафраник.
Сама по себе эта новость относилась бы скорее к разряду светских. Eсли бы не маячащий вслед за нею вариант перевода штаб-квартиры компании из Тюмени в Нижневартовск.
Многие, с кем мне удалось поговорить на этих днях, абсолютно уверены, что предстоит простая «двухходовка»: Тюмень — Нижневартовск и Нижневартовск — Москва.
Правда, месяц назад на мой вопрос о переводе штаб-квартиры в Нижневартовск Юрий Шафраник ответил:
— Главное — не местонахождение компании, а деньги, которые территория может от этого получить. Поэтому компания, флаг ее — все должно остаться здесь. Да и называется она -Тюменская. Но загадывать на годы, как она станет развиваться, не надо. Я предполагаю, что компания будет укрупняться, а раз так, то что-то будет меняться… ;
Как говорится, классика: с одной стороны, вроде бы нет, а с другой вроде бы да. Годится на все случаи жизни. И оставляет для отвечающего большую широту маневра. Между тем один из бывших тюменских финансистов, а ныне — москвич, утверждает: «Как только Шафраник перестал быть министром, остался один вопрос: куда переместить Вершинина?». Таким образом, идея Рокецкого -взять Вершинина в администрацию — была как нельзя кстати.
Eсли финансист «попал в цвет» и ТНК перебазируется в столицу, в интересном положении обнаружат себя округа. Строящие свое благополучие на нефтяных компаниях, они практически уже лишились их, сейчас идет охота за последней, за «Сургутнефтегазом». Инициативное письмо ХМАО о переводе Тюменской нефтяной в округ лишь продлит иллюзию о том, что округ является хозяином расположенной в его недрах нефти.
По другим данным, Шафраник приезжал на заседание совета директоров научного центра, который был создан в Тюмени некоторое время тому назад. А совет директоров собственно ТНК намечен на 28 февраля. В повестке заседания нет главного кадрового вопроса. Но, как сказали нам, он может там появиться в любую минуту.
— Насколько вероятно такое развитие событий? — вопрос к одному из крупных специалистов по тюменским нефтяным проблемам.
— В наше время никто не застрахован от такого поворота, -ответил он. — Но этот вопрос далеко не закрыт. И еще не сказал своего слова всенародно избранный губернатор.
Специалист повторил:
— Вопрос далеко не предрешен.
Впрочем, и наш собеседник, и ответственные лица из администрации просили «не будоражить общественность». Я бы с ними согласился, если бы не имел опыта в прошлом. Именно так высокопоставленные лица из областного совета пытались «погасить» журналистские публикации о росте сепаратистских настроений в округах. Делать вид, что проблемы не существует, — не лучший способ решать эту проблему.
По мнению губернатора Леонида Рокецкого, на полном серьезе происходит передел нефтяной промышленности. Eсли акции нефтяных компаний будут выставлены на аукцион, их купит тот, у кого больше» денег. И предсказать, кто окажется этим человеком с деньгами, практически невозможно, Также нельзя предсказать, куда переведет новый хозяин штаб-квартиру своей покупки. Рокецкий говорит, что Шафраник «озабочен этим» и предлагает подготовить обращение в правительство, чтобы часть акций сохранилась за областью. По словам Рокецкого, «Шафраник согласен, чтобы компания осталась в Тюмени»…
Вот такое запутанное положение. Манящий кус посреди шумной компании, в которой каждый уговаривает других, что он не голоден. А если погасить на минуту свет?
В свежем номере газеты «Известия» публикуется сообщение, что проблемами ТНК заинтересовался сугубо аграрный человек — орловский губернатор и председатель Совета Федерации Eгор Строев. В письме на имя Виктора Черномырдина, пишут «Известия», Eгор Строев предлагает передать 91 процент акций нашей компании в доверительное управление АО «Росинвестнефть». По мнению газеты, это АО «не может говорить ни о покупке, ни об обмене акций ТНК на свои бумаги». Президент АО Виталий Мащицкий, цитируем дальше, «более известен как человек, которого часто видели в обществе генерала Коржакова». (Многие аналитики тотчас вспомнили нашумевшую в декабре 1994 года докладную записку генерала Коржакова об экспорте нефти и его хорошо профинансированную победу на тульских выборах в Госдуму буквально на днях…). А в тюменских кругах поговаривают, что у «Ростинвестнефти» есть какие-то общие дела с Шафраником…
У московских «Известий» свои заморочки — они больше думают о предстоящих президентских выборах, предполагая, что Eгор Строев ищет опору в деловых кругах. Для нас важнее другое. Былая слава «нефтяной столицы» у Тюмени в прошлом, ТНК -последнее, что связывает нас с этим прошлым, давая в то же время некоторую надежду на будущее.
А пока большие начальники играют каждый в свою игру, территорию с ее недрами продают и покупают, продают и покупают, продают…