X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Привилегия богатых

Перед вами новая рубрика, которая посвящена художественной жизни города. Хотя само слово, давшее название рубрике, вновь стало общеупотребимым, смысл его для многих неясен. И мы надеемся вместе с обретением смысла найти и настоящих меценатов (не для себя — для искусства).

Традиция коллекционирования произведений искусства сложилась еще в древние времена. И тогда, и во все последующие эпохи обладание творениями художников служило свидетельством роскоши и богатства, образованности и хорошего вкуса владельца.

Напомню, что слово «меценат» произошло от имени римского гражданина, жившего в I в. до н.э., богатого покровителя художников и поэтов.

Вообще, римляне знали толк в собирательстве, вывозя в огромном количестве предметы искусства из Греции. Мраморные статуи размещались в открытых двориках патрицианских домов среди колонн, увитых плющом, среди зеленых насаждений и фонтанчиков. И уж, будьте уверены, хозяин непременно во время беседы, словно невзначай, приводил сюда гостя, со стороны которого было бы полным невежеством не обратить внимания на скульптурные изображения богов и богинь, игривых нимф и проказливых фавнов.

Правила этикета вменяли в обязанности знатным гражданам уметь любоваться и рассуждать о произведениях искусства, а не только собирать их.

Возможно, позже кое-что изменилось. В новое время уже не обязательно было разбираться в живописи, скульптуре, но формировать собственную коллекцию считал необходимым император любого европейского государства, каждый крупный придворный сановник.

Собственно, все самые известные музеи мира, а также коллекции Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина возникли на основе частных собраний. Большинство вещей, ставших экспонатами, было приобретено в XVIII столетии.

Век Просвещения вновь выдвигает идеал знатного аристократа, эрудированного и разбирающегося в искусстве. Таковыми были в XVIII в. в России граф А.С.Строганов и И.И. Шувалов, а чуть позже князь Н.Б. Юсупов.

Совершая поездки по Eвропе, представители знатных родов тратили огромные суммы на покупку картин старых мастеров, античных статуй, всевозможных диковинок. Но интерес аристократов распространялся не только на древности. Внимание Юсупова, к примеру, привлекали и современные ему парижские художники, чьи мастерские он посещал, приобретая у авторов и заказывая им картины. Он же пытался создать художественную галерею, сокровища которой были позже распределены по трем музейным коллекциям (ГМИИ, Государственный Эрмитаж, Музей-усадьба Архангельское).

По-видимому, все эти люди занимались формированием своих частных коллекций не только ради престижа или чтобы блеснуть в свете, пофорсить и прихвастнуть тем, что имеют уникальные вещи, созданные знаменитыми мастерами. Их деятельность была направлена в будущее.

Конечно, такого масштаба меценатов сейчас трудно встретить. Произведения искусства закупаются большей частью в качестве декоративного украшения в комнату или в офис. А вот чтобы целенаправленно и систематизированно собирать коллекцию… Это всегда было и, к сожалению, остается привилегией богатых.

И все же один такой опыт есть в Тюмени. Летом состоялась шумная акция-выставка «Артподготовка», тогда же было объявлено об открытии Центра современного искусства «1000 ступеней», в планы которого входит формирование коллекции живописи, помощь художникам. Инициаторами стали частный предприниматель Юрий Рябченюк вместе с несколькими сподвижниками. У центра нет пока своего помещения, но это не означает, что деятельность его остановилась.

Создать галерею — дело длительное и серьезное: необходимо подготовить фонды, найти выставочные помещения и еще многое другое. Но возможно, что в будущем нам суждено будет увидеть хоть небольшую, но сложившуюся частную коллекцию современного искусства.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта