Хлеб подорожал: психическая атака или реальная угроза?
Хлеб подорожал. Теперь первый сорт стоит 3 тысячи 200 рублей, а Дарницкий — 3.400. Даже люди с неплохими доходами с неудовольствием заметили этот факт. Психологический эффект такой: хлеб дорожает — значит, не к добру. Ну а для пенсионеров, без всякой психологии, подорожание хлеба означает снижение уровня жизни.
Как сообщила главный специалист комитета по ценам городской администрации Галина Некрасова, хлебокомбинат не менял цену с 10 июля. Отпускную цену предприятия могут устанавливать самостоятельно, а в комитет по ценам основные производители, типа хлебокомбината, только предоставляют калькуляцию — для сведения.
Новая цена сложилось из нескольких составляющих. Немного подорожали мука и дрожжи. Существенно (на 40 процентов) — транспорт. Отозвалось и повышение тарифов на электроэнергию. Но главную роль сыграло повышение рентабельности — с 16′ процентов до 25. То есть до предельного уровня.
Директор хлебокомбината давно грозился пойти на столь непопулярный шаг или, еще хуже, — «не дать хлеба». Заводу — считает Геннадий Страчков — нужна реконструкция. В городскую Думу поступила просьба о пятнадцатимиллиардном кредите. Из городского бюджета — «потому что хлебокомбинат кормит город».
Геннадий Страчков получил отпор от заместителя начальника департамента по социально-экономическому развитию Надежды Тарховой. Eе мнение таково: необходимость реконструкции сомнительна, на БКК и хлебомакаронном комбинате простаивают мощности, и если хлебокомбинат, и без того потерявший рынок (с 80 процентов объем его продукции снизился до пятидесяти четырех), сойдет с дистанции, нишу сразу же займут другие.
Кроме того, хлебокомбинат не предоставил бизнес-план, схему возврата средств и другие необходимые документы. Большинство депутатов, присутствовавших на том заседании комиссии, где разбирался вопрос о предоставлении кредита, посчитали просьбу недостаточно обоснованной. Теперь, судя по всему, хлебокомбинат решил реконструироваться за счет повышения рентабельности — то есть за счет потребителей.
Вполне рыночное решение, хотя нельзя исключить и элемента мстительности: «Ах, вы так? А я вот так!».
Жизнь в ближайшее время покажет, кто прав: экономисты из городской администрации или хлебокомбинат. В одном случае конкуренты-хлебопеки тоже поднимут цену, в другом -воспользуются ситуацией, для того, чтобы продолжить наступление и вытеснить с рынка хлебокомбинат. Во втором варианте решающее слово окажется за потребителями.