Прекрасные лица тюменской истории
Помню свое горькое разочарование августа 1984 года. Тогда традиционный всероссийский слет новомакаренковцев — сторонников педагогики сотрудничества и уважения к юной личности -прошел на рязанской земле, в Мещере, рядом с селом Константинова — родиной Сергея Eсенина. Конечно же, мы, тюменцы, не могли не появиться тали Увы, в новоделе — здании есенинского музея, было серо и скучно, одни муляжи да фотокопии известных документов из жизни великого русского поэта, давно распечатанных миллионными тиражами в его «Биографии для учащихся».
И вот — новая, изумительная по красоте и глубокая по насыщенности, культурническая акция областного краеведческого музея имени Ивана Словцова, Тюменского областного музея изоискусств при поддержке областного комитета по культуре и общественно-политического движения «Западная Сибирь». На днях в залах музея «Городская Дума» открылась выставка «XX век: Герой нашего времени».
Вхожу и молча здороваюсь с Павлом Афанасьевичем Россо-махиным. Eго живые, полные мысли и легкой доброй иронии глаза словно вопрошают: «Ну-с, давайте знакомиться. Как вы там, потомки, живете-можете, пригодилось ли наше наследие? Ох и высокую цену, на пределе возможного, мы заплатили, порою на грани жизни и смерти, в лапах ежовских опричников…». Конечно, это портрет. Фотография. На ней — он, человек-легенда, человек энциклопедического духа и образа жизни, перенесший идеалы высокого Возрождения на тюменскую землю.
Читаю протоколы допросов — отдельный стенд, старая пишущая машинка.
Лишь идиотизмом системы можно как-то объяснить наветы на Россомахина в тех протоколах в бытность его заведования тюменским педтехникумом 20-е годы. Ведь углядели анонимные товарищи из партячейки иконы в его доме, сурово спрашивают о том, почему мало Россомахин влияет политически на свою жену (?!), почему не рассмотрел, как педтехникум стал (цитирую) «гнездом сексуальных извращений^ и притоном разврата».
Новые радетели светлых вершин были еще мелочными максималистами, сурово спрашивая с директора, почему «в краеведческом музее сторожа берут на чай, а библиотекари пишут расписки об этом». Раньше страшного 1937 г. (арестован, исключен из партии, но повезло, отпустили, в 1939 г. восстановлен в правах и рядах. Очень похоже на судьбу и моего деда) Россомахина «чистили» в 1922-1923 гг. Лишили права занимать ответственные советско-партийные должности как «выходца из мелкобуржуазных партий». А был он сыном мелкого телеграфного чиновника, в первую мировую дослужился до звания штабс-капитана, за героизм был награжден Георгиевским крестом, орденами Св. Анны, Станислава, Владимира. Поверил в революцию, стал командиром 6-го Сибирского полка, членом полкового комитета. После захвата белыми Туринска в гражданскую войну приговорен к расстрелу, выжил, воевал, получил орден Красного Знамени.
Своеобразны его воспоминания о встрече в феврале 1918 г. с Лениным. Кстати, 90% документов на выставке обнародованы впервые. И все равно в 55 лет (в 41-м), когда офицеров снимают с учета, Павел Афанасьевич уходит добровольцем на фронт и — надо же! — работает в том же, видимо, штабе, где и мой покойный отец (Белорусский фронт). Высокие ордена и медали не обошли его.
Выставка занимает два зала. В первом раскрыта судьба Россомахина как археолога, краеведа, музейщика, педагога, общественного деятеля и талантливого управленца. Во втором -художественные работы нашего земляка. Они выполнены оригинально, маслом на картоне -не этюды, этакие микрокартины, можно сказать, слайды. Всю жизнь он писал две свои главные серии — «Времена года» и «Кавказ» (там воевал). Несколько произведений передают лирико-романтическое волнение автора при встрече с заповедными уголками нашего города. Из незримых динамиков звучит Шопен — любимый композитор Россомахина.
Вернемся в первый зал — его
судьба как бы замкнута устроителями в тот волшебный круг времени. На самом высоком ярусе — подлинные плакаты эпохи 20-30-х годов. Ниже — документы, газеты, рукописи, письма, вещи, книги… все подлинное. Eще .не началось время большого террора, страха и идеологически выгодного вранья. Знайте же, что по причине чиновничьего переусердия карты советского периода специально искажали лик местности.
В 20-е годы сии пакости только начинались, и я вглядываюсь в правдивую карту тех лет, отмечающую путь Россомахина.
В центре зала — стрела вечности, под специальным колпаком заключен гость из космических миров, метеррит. «Гостили» метеориты и в Тюмени, л ими занимался молодой Россомахин, освоивший естествознание и ремесла в Тюменском Александровском реальном училище под водительством самого Ивана Словцова. Но рационального познания жизни ему было мало, и он учится в Питере в Академии художеств.
Составители «забыли» указать в программке, что в сферу его интересов входили еще геология, палеонтология, химия, теория музыки. До последнего рубежа сражался Павел Афанасьевич за сохранение культуры, родного края. Он продолжил дело Словцова, умножил его коллекции, директорствовал в краеведческом музее.
Сколько сил и хитроумных маневров ушло у него на то, чтобы спасти удивительный Храм, бывший «геометрическим» центром Тюмени (Благовещенский собор). Он шел на компромиссы, добился открытия в нем музея религии и атеизма. В Ленинграде так спасли могучий Исаакий и ажурный Казанский, но тюменские обезбоженные фанаты, увы, взорвали Благовещенский собор в июне 1932 г.
Помните, люди, когда вы вступаете на пешеходный мост через Туру, — его правая опора покоится на фундаменте этого собора, фырчат бегущие мимо автомобильные исчадия ада, пересекая намоленное место. Кощунство, да простят нам сие наши предки…
Остается мне лишний раз напомнить, что родился Россомахин в Тюмени 1/13 декабря 1886 г. В ней же он закончил земной путь 4 мая 1956 г. Стоит ли возражать против очевидного, против судьбы одного из главных действующих лиц тюменской истории, достойной всяческого восхищения и подражания? Давайте добиваться присвоения ему посмертно звания почетного гражданина нашего города (из выступления на открытии директора ТОКМ Татьяны Исламовой).
Остается мне еще раз поблагодарить авторов научной концепции выставки — сотрудников ТОКМ Марину Волкову и Валерия Чупина, ученого секретаря Тюменской областного музея изоискусств Наталью Сезеву.
***
фото: Павел Россомахин, первый год после Великой Отечественной.