Письмо редактору, и не только ему
Заканчивается месячник по культурному обслуживанию пассажиров. Правда, в городском общественном транспорте это никак не чувствуется: как не объявляли остановки, так и не объявляют. Ну да ладно — весна пришла, окна оттаяли, тюменцы, выглянув в окно, поймут, какая следующая остановка, а иногородние у них спросят.
Претензий, и справедливых, у нас, пассажиров, много, и все-таки я хочу взять под защиту кондукторов, а претензии высказать в адрес пассажиров, и особенно ветеранов труда. «Молодых» ветеранов труда — 55-65 лет.
Сам я из этой же категории. Недавно ехал в коммерческом (или частном?) автобусе. Пассажиров в салоне было немного, и вот на одной остановке зашел мужчина лет 65 и сел впереди лицом к другим. Подошла кондуктор и попросила -или оплатить проезд, или показать документ о праве бесплатного проезда. Тут и началось! Мужчина говорит: «Что, по лицу не видно, что я пенсионер?!». Кондуктор резонно отвечает: что пенсионер, может, и видно, а вот имеет ли он удостоверение «ветерана труда» — ну никак не видать. Пассажир негодует: «Это только у нас в России людям не верят, обязательно надо лезти за удостоверением. Я и так уже одно потерял из-за этого». Стоящий рядом молоденький милиционер попытался защитить кондуктора — досталось и ему: помолчи, мол, про вас я тоже читал в газете, как гаишники взятки берут. В общем, досталось всем, даже президенту, правда, заочно.
Ну неужели всем, кто имеет право бесплатного проезда, трудно без напоминания достать удостоверение и показать его в развернутом виде?
Были и, по-видимому, всегда будут пассажиры, пытающиеся смухлевать. Eсть и поддельные удостоверения, и справки, и прочее. Один ветеран труда, сидящий впереди меня, хвастался своему знакомому, что, так как сам он ездит редко, по его документу бесплатно ездит жена.
Сейчас в перевозке пассажиров участвуют автобусы разных марок. Это, конечно, хорошо, но оборачивается порой и нервотрепкой. Взять тот же красный «Икарус». Сколько времени уходит у кондуктора на «борьбу» с нами, пассажирами, чтобы заставить пройти дальше в салон и занять свободные места. Нет, мы будем стоять в узком проходе, создавая неудобства себе и, особенно, другим. Обычная отговорка: «я скоро выхожу». Это «скоро» длится две-три остановки.
А как мы занимаем свободные места: садимся на место у прохода, хотя рядом у окна тоже не занято. Наверняка другой пассажир сел бы рядом, но приходится ему идти дальше в салон. И здесь у нас имеется отговорка: попросят, я пропущу на свободное место. Да не надо ждать просьбы (не каждый и способен попросить), надо соблюдать элементарный этикет и уважать такого же пассажира, как и вы.
И еще несколько слов об оплате проезда. Все мы знаем, что багаж оплачивается в двойном размере, что в коммерческом и частном транспорте можем провозить бесплатно лишь одного ребенка до 7 лет без права занятия им места. И здесь кондуктор идет нам навстречу. Я уже давно не видел, чтобы он с кого-то брал за багаж. А уж за двух детишек даже и не пытается. Мы же можем и при полном салоне посадить ребенка не на колени, как положено, а на сиденье у окна и игнорировать стоящих рядом. А представляете, как бы мы удивились, если бы нам предложили в этой ситуации заплатить за занимаемое ребенком место?
В положении о месячнике, где говорится о награждении победителей, ни слова не нашел о кондукторах. А ведь пассажир почти всегда судит о поездке по тому, как его обслужил кондуктор. Eсли незаслуженно оскорбил — и водителю благодарность пассажир никогда не напишет. И еще совет на будущее: чтобы легче запомнить, в каком транспорте мы находимся — в частном, коммерческом или муниципальном, надо каждому автобусу присвоить индивидуальный номер, и на яркой липкой бумаге (типа рекламной листовки) приклеить над выходом из салона. Примерно такие: 136-м, 415-к, 507-ч (м — муниципальный, к — коммерческий, ч — частный). А кондуктору неплохо заиметь нагрудный знак с фамилией, именем и отчеством.