Почил ли в бозе социальный заказ?
Недавно я разговаривал с деятелями нашей культуры, обсуждая с ними основные мотивы этого обозрения. Большинство 1 чихвостило меня на чем свет стоит: «на свободу творчества замахнулся», «цензурной удавки снова захотел», «буду ставить спектакли такие, какие хочу и как вижу», «снова заискивать перед чиновниками не намерен».
И невдомек было моим собеседникам, что довольно внушительную часть своих творческих работ они делают на деньги из бюджетов разных уровней. А посему наши мастера искусств добровольно и ответственно, как это и подразумевается в демократическом обществе, решили выполнить государственный (социальный) заказ — написать книгу, поставить сценарий массового праздника, пополнить живописную галерею колледжа или лицея…
Возникла патовая ситуация: власти, сотрудники различных учреждений культуры и ее учебных заведений, опасаясь обвинений в «авторитарных замашках и насилии над свободой творчества», довольно осторожно вступают в диалог с художниками, редко предлагают свои рекомендации и выносят оценки. Они окружили себя высокой стеной малых «и больших экспертных советов, нередко устраивающих такие «проволочки» в реализации очевидных проектов, что и не снились самым махровым бюрократам.
В декабре минувшего года несколько неистовых ревнителей «свободной» школы едва не добились успеха у руководителей одного из тюменских округов: требовали разрешить им открыть очередное шибко новаторское заведение для обучения школяров — разумеется, с повышенными ставками окладов и доходным чесом родительских карманов. Хорошо, что сия авантюре! сорвалась. Прошлым летом в Тюмени с большим успехом провели фестиваль кукольных театров уральской зоны. Одно только плохо — оргкомитет, боясь атак со стороны увлеченных своим новаторством режиссеров, не стал вносить в программу критические разборы показанных спектаклей. Группа критиков проболталась без дела всю фестивальную неделю, лишь в самом конце получив возможность «выйти на свободную трибуну» для общения с участниками. А поскольку про нее было и объявлено слишком свободно, разговор прошел в полупустом зале.
Не было и жюри, не стали определять места и отвергли анализ творческих исканий всех коллективов. Вот и получилось, что кругом сплошь одни гении и таланты.
Издатели и авторы впервые увидевшей свет 3-томной хрестоматии «Литература тюменского края» знали, на что шли. Поэтому они подстраховались и защитили свое детище рекомендацией экспертного совета одного важного образовательного учреждения и рецензиями маститого доктора наук и учителя -словесника с именем, лауреата областных конкурсов. На хрестоматию немедленно отреагировала группа разгневанных литераторов, которым показалось, что их произведения поданы и не эдак, и не так.
Тут же нашелся преподаватель вуза, филолог, которому тоже показалось, что он знает местную литературу куда глубже и лучше составителей. Eму немедленно предоставил газетную площадь «обиженный» поэт и редактор Александр Гришин, поместив «отлуп» авторам хрестоматии в своей «Проталине». Сие издание оповестило читателей, что хрестоматия заслуживает широкого обсуждения и разных мнений. Но редактор исчерпал дискуссию двумя критическими статьями, так и не дав слова авторам. Справедливости ради скажу, что издатель Юрий Мандрика увидел свое интервью с Гришиным в «Проталине». Но редактор напечатал лишь ответы Юрия Лукича, связанные с поиском материалов, кратким представлением избранных писателей.
И все же главное в другом: составители стучались во все руководящие двери, предлагая провести обсуждение злосчастной хрестоматии с приглашением всех оппонентов. Инстанции отмолчались…
Что-то не слышно в их кабинетах и про то, как движется разработка областного закона о культуре. Возможно, что его авторы считают незначительным мое мнение как обозревателя тюменской культурной жизни в городской газете. Но хоть какую-нибудь информацию из их уст получить бы не мешало.
В разгар предвыборной кампании Леонид Рокецкий встречался с местными мастерами культуры. Увы, не был облечен… Только из краткого отчета в прессе узнал, что одобрена идея создания под патронажем нашего губернатора областного совета по культуре. Кстати, здравая и очень своевременная инициатива. Вот уж где дурость каждого вполне бы могла проявиться и жалкий лепет многих наших голых королей от культуры показал бы их лица…
К примеру, что могло бы рассказать о своей работе одно из объединений наших литераторов, так и не поднявшее даже наилегчайший «вес» в своем деле. А власть на таком совете вполне могла бы поточнее и конкретнее сформулировать свои предложения по развитию местного художественного процесса, откорректировать намеченные программы, задуматься над тактикой маневрирования денежными ресурсами, предназначенными для культурнических проектов.
Вы скажете, что такой совет может лишь рекомендовать, а не решать. Но и это благо. Два года назад было шумно от двух настойчивых литераторов, пишущих на темы воспитания нашего юношества. Они энергично добывали многомиллионные кредиты из бюджета на издание своих опусов. Зайдите сегодня в школы, поищите детей и учителей, которые пользуются их книгами. А если бы такой совет существовал, то рукопись пробивных литераторов можно было бы обсудить и дать заключение. Скорей всего, ответственные лица подумали бы — давать или не давать деньги.
Только образовывать такой совет по принципу — от каждого творческого союза его председатель и, для демократичности, с десяток известных фигур — не стоит. Eсли в такой совет хотят войти руководители творческих союзов, то необходимо организационное собрание всех, кто заинтересован в развитии нашей культуры. Со свободным входом и участием, с рассказами этих самых председателей о реальном творческом вкладе в своем цехе. С выдвижением в совет «рядовых» деятелей культуры группами поддержки и с самовыдвижением тех, кто пожелает и будет способен изложить собственную программу. Лучшее место — большой зал нашей мэрии, день — суббота, часиков с десяти.
А пока — пока гибнут интересные идеи и люди в нашем искусстве. Очутившись на дикой свободе, без руля и без ветрил плывет на рифы уже запредельного безобразия предоставленная сама себе молодежная рок-культура. Так случилось — ушел из кукольного театра его главный режиссер Сергей Кузин. Занимается он возрождением исконного жанра — народного театра Петрушки. Хотел создать свой коллектив, выступать в школах и детских клубах. Пока тихо…
Правда, заместитель городского комитета по культуре, работавший актером, Сергей Ильин задумал проект — поставить с группой Кузиных спектакль по гоголевской «Шинели». Отличная идея! И дошла бы она до стадии репетиций куда быстрее, если такой совет был бы создан. Может, почесали бы затылки дяди и тети из учреждений, именующих себя дворцами культуры, занятые пока организацией и проведением конкурсов на лучший анекдот в исполнении детей. Был, слушал, стыдно…
Классик говорил, что, прежде чем объединяться, надо размежеваться. Межей сотворили предостаточно. Пора подумать о толковых формах объединения тех, кто считает себя мастерами культуры.