Мой любимый автобус
На автобусной остановке возле кафе «Спутник» можно смело обходиться без часов. Достаточно знать график движения 121-го маршрута. Точно в назначенное время, будьте уверены, из-за угла вырулит тот самый, «кладбищенский».
— Как удается выдерживать график с такой точностью? — переспрашивает Мирхан Сабиров. И пожимает плечами: — Особых трудностей не испытываю. Я ведь по этому маршруту катаюсь уже двенадцать лет. А всего за баранкой — без малого двадцать. Нынешним летом справлю юбилей.
Чего только не приходилось видеть Мирхану Халимовичу за эти годы! И «крутые» на него косились, когда на перекрестках дорогу их лакированным «лайбам» не уступал. И в пробках дорожных подолгу доводилось «куковать», но при этом ухитрялся Сабиров прибывать на конечную остановку вовремя и отправляться тотчас, жертвуя минутами отдыха.
А недавно юные наркоманы, заполонив шумною ватагой салон автобуса, разбили стеклянную перегородку, отделявшую водителя от пассажиров.
— Помню, я испугалась, — говорит Татьяна Моисеева, хозяйка салона. — За те два года, что я работаю кондуктором, это был первый случай столь дикого хулиганства. Но Миша (мы Сабирова русским именем называем) не растерялся ничуть, повел себя очень уверенно, и юнцы вынуждены были ретироваться…
— Средства защиты? — вновь переспрашивает Сабиров. И смеется, показывая на внушительную монтировку, удобно лежащую под рукой. — Даже газовых баллончиков не используем, ведь пострадать могут и пассажиры.
Признаться, мы уже не удивились, узнав, что кондуктор Татьяна Моисеева закончила в свое время геологический факультет Пермского университета. Немало женщин с высшим образованием вынуждены сегодня сменить престижные некогда профессии на менее любимые, но более оплачиваемые. Но, честное слово, приятно купить билет не у хамоватой, базарного вида тетки, у которой наиболее развит только один рефлекс — хватательный, а у прилично одетой и всегда вежливой женщины с добрыми глазами. Кстати, по моим наблюдениям, среди постоянных пассажиров у Татьяны Николаевны много знакомых. К ней, без опаски быть обруганным или выброшенным на первой же остановке, обращаются люди, совсем не имеющие де нег.
— Кто-то едет до кладбища другие до Патрушево, а часто полдня кружим вхолостую, так как больше половины пассажи ров — льготники, — по-домашнему рассказывает Моисеева. Так что провезти бесплатно одного-двух человек совсем ничего не стоит. На двух билетах дневного плана не сделаешь хотя от этого напрямую зависят наши премиальные… Вот скоро начнутся так называемые «родительские дни», потом подснежники пойдут, ягоды — там только успевай разворачиваться! Бывают рейсы, весьма напоминающие эвакуацию в канун землетрясения: диву даешься, как удается втиснуть в автобус всех желающих. И тогда слезно молим руководство автобусного парка, чтобы выделили дополнительные машины…
График работы экипажа — два дня в пути, два выходных. Сабиров даже выспаться толком не успевает, школьные дневники у детей проверить. А Татьяна «отдыхает» в круговерти домашних забот. Кстати, фотографироваться для газеты она наотрез отказалась: из скромности, из нежелания «перебежать дорогу» более опытным кондукторам.
— А мы ее и так знаем! — вмешалась в разговор одна из постоянных попутчиц. — И вообще этот экипаж нам очень нравится. Прямо как в маршрутном такси ездим. Мои сослуживцы после работы издалека бегут, лишь бы на 121-м до дому ехать…
***
фото: Водитель М. Сабиров