X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

По следам лесной разбойницы

(из невыдуманных историй)

В довоенные годы в междуречье Туры-Пышмы, словно в первозданном уголке природы, было изобилие зверей и птиц. Сохатые, рыси, медведи привольно гуляли в лесах Ирбитского тракта, в сосновых борах и ельниках Тугулымского и Талицкого районов.

Как-то в середине лета, как только прекратились проливные дожди и установилась тихая солнечная погода, пришлось снова побывать на излюбленном Туринском озере, которое расположено в сосновом лесу. Решили порыбачить.

Незаметно закончилось «клееное» время, солнечный «золотой хвост» покинул гладь воды и коснулся приблизившегося к лесу горизонта. В бору темнеет быстро, к тому же нас изрядно покусали комары и мошки: пришлось сматывать удочки и разжигать костер.

…Надоевший гнус приутих. Чаепитие у костра началось с внезапным открытием звериного «концерта»: метрах в ста на берегу озера вдруг послышался визг и рев, как при кошачей драке. Затрещали ломающиеся сучья на деревьях. Эхо звериной схватки отчетливо послышалось над озерной гладью.

Прошло часов пять. Серебристо-розовые блики восходящего солнца и желание узнать разгадку ночной трагедии рано подняли от давно остывшего костра. Ба, уже издали хорошо было заметно рысиное побоище.

… Туринская битва была первой на пути следования рыси-злодейки: передохнув в большом дупле старой разлапистой сосны, рысь — назовем ее «Отважная» — спрыгнула на землю, широко зевнула.

Отважная чутко прислушивалась, наблюдая за глухариным порхалищем рядом со старой сосной. Вдруг мгновенно вскочила, отряхнулась, уши ее превратились в «рабочие» локаторы… Вскоре послышался отдаленный шум тяжело летящей птицы.

Миг — и рысь оказалась около порхалища. Прыгнула на сосну, спряталась в густой зеленой кроне. Глухарь появился внезапно, приземлился у самого порхалища, обдав его пронзительным ветерком, словно сделавший посадку вертолет.

Богатырь таежного птичьего мира не торопился «купаться», как и все осторожные птицы. Он внимательно осмотрелся, сделал несколько робких движений, подправил углубление в порхалище, прислушиваясь и постоянно оглядываясь. И только тогда приступил к «купанию», блаженно наслаждаясь процедурой. Между тем Отважная ловко подползла к глухарю поближе… Рывок — и оказалась на спине жертвы.

Борьба была далеко не равной. Вскоре от грозного великана остались перышки, раздуваемые ветром, да несъедобные кости.

Насытившись, Отважная сделала продолжительный отдых в заброшенном волчьем логове. Сытая и довольная хищница потягивалась и прислушивалась. Лишь холодные жестокие глаза выдавали присутствие хищницы в чужом «доме».

Как-то, проспав в отвоеванном у грызунов дупле, Отважная энергично выпрыгнула, несколько раз вонзила острые когти в землю. Eе испестренная рыжевато-коричневыми пятнами спина изогнулась дугой. Наступали вечерние сумерки — время успешной охоты.

На этот раз она наметила ловушку косулям, которые часто появлялись у водопоя в осиновом колке. Зверь выбрал надежное место для охоты — березу, стоящую наклонно и через тропинку. Как только стемнело, изнуренные жарой косули кинулись к воде. Рысь прыгнула на одного из животных, вонзила ему в горло крепкие острые когти.

Последующая ночь для Отважной была неудачной. Исколесив многие километры, она не смогла полакомиться даже самой доступной пищей — грызунами. Освирепев от голода, потеряла бдительность, выбежала на открытое поле, на возвышенности притаилась. Когда взглянула в сторону небольшого озерка, в его отражении увидела на другой стороне двух играющих зайцев. Неплохая добыча. В глазах Отважной вспыхнули колючие искры. Короткий хвост дернулся, уши насторожились. Чтобы подойти к зайцам поближе, пришлось ползком обогнуть озерко и выбрать удобную позицию для верного прыжка.

После короткой передышки зайцы возобновили танцы, приготовились к решительной борьбе за первенство: встав на задние лапы, энергично обнимались… Резкий рывок, и рысь накрыла обоих беспечных танцоров.

…Отважная изменила тактику охоты. В развилке густой ели, у самого ручья, где кончается тропинка, соорудила гайно и, сидя в нем, начала дежурство. Кончились сутки, пошли вторые. И вдруг под вечер еле слышно зашелестела трава. Ветки у ближнего куста неуверенно закачались. Словно из-под земли выкатилась огненно-рыжая красавица лиса. Пробежала несколько метров. Остановилась, подняла кверху морду, принюхалась. Очень осторожно, будто начинающий ходить ребенок, подошла к ручью, сунула в воду морду. Рысь внезапно прыгнула с высоты трех-четырех метров.

Началась схватка, которая продолжалась две-три минуты и закончилась победой рыси. Напившись крови, Отважная оглянулась вокруг, лапой перевернула лису на другой бок, блаженно растянулась на тропинке.

Но однажды жизнь ее повисла на волоске.

Рано утром рысь решила сделать разведку в волчьем логове. Обогнула его большим кругом. Потом круг сузила. Наконец, совсем близко подползла к входу в нору. Выбрав удобное место для наблюдения, «слилась» с травой и стала выжидать. Визг только что родившихся волчат так ее взбудоражил, что она еле удержалась, чтобы вмиг не броситься в нору. Но было пока рискованно. Появление волчат у норы подбросило ее, словно резиновый мяч. Схватив сразу двух, ринулась к ручью. Не тут-то было! Из-за куста наперерез воровке летела волчица-мать. Сбила рысь, вцепилась когтями в шею, вырвав большой клок шерсти.

Заверещавшие волчата отвлекли внимание матери, и секундное промедление дало возможность рыси вырваться из лап волчицы и с одним малышом в зубах запрыгнуть на елку, недоступную для преследовательницы…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта