Женщины из низшего общества
«Эту бутылку подарила мне цыганка, а эту — бичевка», — сказала с улыбкой именинница, ставя на стол пузатые бутылки шампанского. Гости вытаращили глаза. Потом сообразили, что именинница работает акушеркой в родильном доме.
Презенты «от цыганки и бичевки» оказались весьма кстати, потому что зарплаты (максимум 500 тысяч, да еще не каждый месяц) на шампанское не хватает. Обидно, конечно, потому что работа адова, хоть и такая богоугодная — помогать людям на свет появляться. На акушерке — все отделение: и назначения врача выполнить, и обиходить женщин, и генеральную уборку провести, и на все вопросы ответить (что за таблетка? почему ребенка не несут? когда меня выпишут?), да еще отчетность составить, да еще женщины рожают как им вздумается (чаще ночью, а еще чаще — всю ночь напролет). Сутки через трое — мало не покажется.
Но, в общем, именинница не жалуется — она сама себе профессию выбрала и свою работу любит. Только иногда, когда другие родильные дома закрываются на чистку и приходится работать с двойной нагрузкой (сутки через двое), она размышляет о том, как бы по уму следовало организовать систему родовспоможения.
Ирина работает во втором акушерском отделении. В каждом роддоме есть такое отделение — «грязное». Конечно, требования асептики и антисептики соблюдаются здесь с особым тщанием. Сюда попадают женщины с заболеваниями, которые заразны. От венерических болезней до банального ОРЗ. Очень много стало женщин, не прошедших обследование (не понравилась манера обращения с пациентками врача в женской консультации, не было времени или возможности).
При поступлении в роддом у каждой берут кровь на РВ и ВИЧ. «Примешь роды, а потом узнаешь, что у женщины сифилис, — говорит Ирина. — А недавно вела цыганку в родовую, она припала ко мне, я смотрю на ее макушку, а там насекомых — кишмя кишит! Я потом сама вся исчесалась — на нервной почве, наверное».
При слове «женщина» в сознании рисуется нечто благородно-романтическое. Однажды в подъезде я обнаружила парочку бомжей (что, собственно, не редкость), и с удивлением разглядела, что они были разного пола. Бомжи, как ни странно это звучит, занимались любовью.
От любви бывают дети. Бомжихи, бичевки и другие «асоциальные» женщины (но тоже, как ни печально, женщины) рожают много и часто. «Капитально», — сказала Ирина. Недавно она принимала ребенка у женщины, живущей в садоводческом товариществе. Она там за сторожа или вроде того. Необследованная, естественно. Двенадцатые роды, девятый ребенок (трое умерли). Мальчик родился весом почти в пять килограммов…
Что будет потом с детьми этих «асоциальных» женщин — Ира не знает, но факт, что из роддома забирают. Поступают эти женщины, как правило, уже в последнем, потужном, периоде — акушеркам остается только «стол накрыть» (так они говорят) и принять ребенка. С возмущением вспоминает Ирина одну недавнюю пациентку: пьяная в дым, она родила возле подъезда прямо в штаны. Кто-то из соседей увидел, вызвал «скорую»… Между прочим, на казенном языке такие роды называются почему-то «домашними». Кстати, дамы без определенных занятий и места жительства в роддоме официально считаются домохозяйками. Несмотря на отсутствие у таких «домохозяек» медицинской страховки, в родовспоможении им не отказывают. Их даже привозит карета скорой помощи. (Хотя по отношению к детям это справедливо).
Сегодня закон разрешает прерывать беременность на поздних сроках не только по медицинским, но и по социальным показаниям. К примеру, если женщина безработная, если она потеряла мужа, и т.д. На 18-22 неделе (когда плод выглядит уже как маленький человечек с ручками и ножками, а мать начинает чувствовать его шевеление) по социальным показаниям делают прокол плодного пузыря и выпускают окружающую плод амниотическую жидкость, вместо которой закачивают физиологический раствор. В результате этот маленький, никому не нужный, человечек с ручками и ножками погибает. Остальное — дело техники. Приятного мало — и для женщины, и для врачей. Понятно, что не от хорошей жизни (в большинстве случаев) женщины решаются на такую операцию. Когда нечем кормить ребенка, незачем «нищету плодить» — говорят они, и они правы.
С другой стороны — чем, интересно, кормят своих многочисленных детей наши «асоциальные» женщины?
А дети, по наблюдениям акушерки, у всех родятся хорошие.