На «лесенке» с «цветочком»
Хотя и робко, но тянутся вверх ростки новых начал российской жизни — культурные и полезно-демократичные. Совсем недавно в наших учебных заведениях появился институт школьных психологов, в городах заработали «телефоны доверия» для всех, попавших в беду, организованы психологические центры реабилитации.
Психологи — как саперы, любая ошибка очень быстро становится известной окружающим. Свою профессию они справедливо связывают с заботами врача и учителя, священника.
Я не склонен проклинать наше общее недавнее прошлое, одномерно считать его только черным. Но и его яростным апологетам напомню — сколько фальшивых слов звучало совсем недавно про советский гуманизм. А вот курс психологии Хрущев отменил в школах еще в 1956 году, и практикующих психологов в столь «гуманном» обществе не было. Были психолечебницы, попавший в них редко возвращался в нормальную жизнь. Это не значит, что я перечеркиваю труд тамошних врачей, невропатологов в поликлиниках и стационарах. Просто тогда бросали на произвол судьбы десятки тысяч, нуждавшихся в доврачебной помощи: замордованные жестокими педагогами, задерганные в трудной семье извергами-родителями дети, матери-одиночки, да просто многие, попавшие в черную полосу своей судьбы.
Психолог из тюменской школы N 36 Александра Пугина рассказала, что столько душевных тайн и самых неожиданных откровений доверяют ей ребята и родители, что впору самой «улететь» далеко-далеко… но профессионал спасает, укрепляет себя психотренингом, медитацией, эмоциональной разгрузкой.
Он снова перечитает Эриха Фромма: «Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы коренится в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знании. Eсли индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя, если он любит только других, он вообще не может любить». А Ирина Серебрякова (Сургут) продолжила — «свою миссию психолога я вижу в создании условий для человека, чтобы осознать свою самоценность, самоприятие и самоуважение».
Лишь один день я провел со счастливыми, так полно и интересно живущими людьми. Это был день итогов второго областного конкурса «Психолог года-97». Всю свою красоту и силу, интеллект и мастерство явила миру быстродействующая «команда» кафедры психологии ТОГИРРО (бывш. институт усовершенстования учителей). Роль главного заводилы, юмориста и «регулировщика» хода конкурса блестяще исполнила Ольга Мальцева (пресс-центр). Под стать ей была ведущая конкурса Татьяна Шевцова. И где еще вы видели столь несерьезное-серьезное состязание, когда любой шаг конкурсантов моментально отражался в стихотворных импровизациях. Жаль, мало места! — вот одна: «как трудно вдруг услышать нам: «Теперь, родители, я сам!». И были еще афоризмы («Родитель, научись любить детей конкретно!»), песни, шуточные скетчи.
Вы обратили внимание? — в названии конкурса нет слова «лучший». Деталь, но выразительная. За ней — полнейшее отсутствие интриг, сплетен и зависти, «побежденные» были победителями то в диагностике, то в групповом общении. Они поздравляли чуть более удачливых коллег, словно себя. А те — их. После закулисья недавнего конкурса красоты, раскрытого «курьером» Натальей Вагиной, стоит пожелать общения юных див с психологами.
Испытания были, однако, очень серьезными. Прежде всего, жюри оценило своеобразные трактаты конкурсантов на тему «Я — психолог…». Потом они защищали собственные методики и приемы, приоритеты в своей работе. Так, Eлена Сединкина (Заводоуковск) приоткрыла двери в свой кабинете «телефоном доверия». Тамара Башкатова (Надым) трудится в детском реабилитационном центре — на самой передовой, ибо ее юные клиенты находятся в пограничной ситуации, в опасной близости к душевной болезни. Для той же Пугиной важнее всего профессиональное общение с родителями.
Затем был конкурс в форме работы с группой. Ирина Серебрякова под видом дискуссии со старшеклассниками (их не готовили заранее!) о любви перевела сию деликатную и острую материю в ранг эмоционально-психологического общения с характерными юношескими ситуациями, с которых этично и памятно «сползал» ореол негативизма, брутальных выкриков «про это», боль обманутых чувств. А начиналось все с задирки — «любовь — это болото, в котором тонут два идиота»… Светлана Вакарина (Тобольск) мастерски «разделалась» с наркотиками.
Более всего меня привлекли психологические консультации с экспресс-диагностикой трудных душевных состояний клиента, этакий сложнейший поединок наедине со всеми. И я вслушивался в взволнованный монолог Ангелины Толстогузовой (учитель географии нашей 1-й школы-гимназии), которой такие «сеансы» с психологом помогли обрести душевное равновесие.
Импровизированный кабинет психолога занимает Вакарина. Жюри приглашает добровольца из зрителей на испытание. Решилась приятная дама, вы: шла. Eе посадили так, чтобы мы, в этот момент посторонние, поменьше сковывали ее. Знакомство, разговор, и дама уже забыла про нас. Зал тихонько охнул, когда испытуемая, наконец-то проникнувшись доверием к Светлане, назвала свою проблему: «Я тянусь, но боюсь посмотреть мужчине в глаза». Все гениальное просто. Сидят | два человека и тихо беседуют. Потом психолог просит нарисовать страх на «лесенке» чувств, и найти его среди «цветочков». Шаг за шагом открывается другому душа человеческая, обсуждается самооценка, и дама уже знает, как преодолеть себя.
Интересно выглядела на конкурсе проблема единства области. Коллег из северных округов было много, и они дружно выступили за полезные контакты с Тюменью. При подведении итогов конкурс высоко оценили начальник отдела областного, комитета по образованию Валентина Худякова, ректор ТОГИРРО Юрий Калиновский (сам, кстати, мастерский психолог), директор гимназии Михаил Колосов, чьи питомцы радовали всех своим искусством во время перерывов. А директор городского управления психологической службы Алла Подставкина (Сургут) сказала точно: «Детей учить и дом построить без психологов нельзя». Блестящий парадоксалист, известный тюменский психолог(председатель жюри) Eвгений Доценко тоже был на высоте: «Я устал, как устают на празднике. Я околдован, вознесен, очарован и воскрешен». Спасибо, Женя, ты избавил меня от самого трудного — искать концовку этой статьи. Выходит, и меня тоже продиагностировали.
***
фото: «Валюта» с конкурса.