X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мольер — всегда молодой, и юный апрель впереди

Рецензия

К Международному дню театра в Тюменском институте искусств и культуры подготовили две премьеры — комедийный спектакль «Плутни Скапена»и оперу «Гуси-лебеди».

«Так уж. совпало — весна, любовь, молодость и Мольер», — говорит постановщик спектакля «Плутни Скапена», руководитель курса режиссеров драмы Марина Жабровец.

Мольеровская пьеса решена творческим коллективом в стилистике итальянской комедии дель арте — минимум декораций, четко очерченные характеры персонажей (маски), озорная, жизнеутверждающая атмосфера, побуждающая к импровизации. Такое прочтение материала обоснованно, так как истоки мольеровской пьесы — в древнеримской комедии Теренция «Формиты», а молодость исполнителей, их влюбленность в театр и в жизнь упростили и одновременно усложнили задачу.

Сценография спектакля лаконична: белая вращающаяся беседка в форме ротонды, побеги плюща оплетают арки, кулисы и занавеси изображают сад, то ли плодоносящий, то ли в цвету, а в глубине сцены скульптура, якобы мраморная и якобы античная. Так разобрались с «географией» пьесы постановщики, и, надо отметить, успешно. С появлением очаровательной Дамы театра в золотой маске (С.Гиль) зритель сразу же ощущает насмешливо-любовное отношение исполнителей ко всему, что происходит на сцене. Театр!

И зритель принимает условия игры. Открывается занавес, и предстают перед нами во вращающейся беседке пары, застывшие в куртуазных поклонах.

Сюжет пьесы прост: скупые отцы препятствуют сыновьям сделать выбор по любви, но благодаря слуге Скапену, его изворотливости и азарту, а также просто фантастическим обстоятельствам рождения героев все устраивается к общему удовольствию: влюбленные пары бросаются в объятия друг другу, отцы благословляют непокорных чад. Театр!

Каждый персонаж обладает яркой характерностью, может быть, несколько прямолинейной, но это вписывается в стилистику: если слезы — то ручьем, страхи — до посинения, гнев — громы и молнии, смех — гомерический. Восторженно-глуповатый Октав (Александр Фролов) со всей искренностью и обаянием молодости стремится доказать свою любовь юной Гиацинте, готов предстать пред грозными очами батюшки (прав

да, предварительно «обработанного» Скапеном), чтобы сказать ему решительное «нет». Eсть в Октаве честь и отвага и, конечно, любовь. Eго друг, порывистый, энергичный Леандр (Денис Ручкин), тоже молод, тоже влюблен (в цыганку Зербинетту), тоже не отличается острым умом и предусмотрительностью. Это ведь удел стариков — стелить солому перед тем, как упасть. Впрочем, и старикам это не удается. Аргант (Александр Миронов) и Жеронт (Михаил Кусков) становятся жертвами проделок Скапена (Игорь Соболенко).

Аргант наследует, по решению постановщика, своему итальянскому прототипу — маске Капитана. Крайне колоритная внешность — черная повязка на глазу, трубка, костыль да еще и хриплый голос — ну ни дать ни взять Джон Сильвер или Билли Боне, старый пират. Грозен скупец, готов судом расстроить неугодную женитьбу сына Октава, но Скапен, которому ясны все человеческие слабости, заставляет старикашку обмереть от страха перед фальшивым разбойником, в которого, волею Скапена, превращается трусоватый и не слишком изобретательный Сильвестр (Eвгений Солодянкин).

Хорошая актерская работа у М.Кускова (Жеронт). Точно выдержанная характерность — Лис (маска венецианца Панталоне). Мимика очень выразительна: раздражение и самодовольство, недоумение и подозрительность мгновенно отражаются на лице актера.

Женские роли в пьесе выписаны весьма приблизительно, но зрителю ясно, что Гиацинта (Надежда Кузеванова), пеняющая влюбленному за предполагаемую неверность, с возрастом станет занудой и ханжой, а цыганка Зербинетта (Любовь Лещукова), вольное, кокетливое и простодушное создание, явно никогда не будет отягощена способностью к размышлениям.

Впрочем, они обе очаровательны. Крошечная роль кормилицы Эльвирой Парфеновой исполняется живо, искренне и точно. Опять итальянская маска — Серветта.

Пора сказать и о главном действующем лице комедии, на котором держится сюжет. Кто же он? Дзанни из комедии дель арте? Безусловно, но лишь отчасти. И.Соболенко вслед за Мольером раздвинул границы маски и создал более реалистичный, человечный образ. Скапен умнее всех персонажей, и Соболенко с удовольствием дает это почувствовать. Да, Скапен плут и воришка, своего хозяина и его друга он не слишком празднует, но молодость, искренность чувств Октава и Леандра трогают сердце Скапена.

Образ второго слуги, Сильвестра, — безусловно, неплохая работа E.Солодянкина. Характер Сильвестра контрастирует с характером Скапена: первому почти чужд азарт, изобретательность и бескорыстие, он ординарен.

Спектакль точно выстроен ритмически и пластически. Интересен и звуковой ряд. Профессионал обязательно отметит еще одно достоинство: правильную, звучную и — главное — членораздельную речь исполнителей. Эта заслуга педагога по сценречи Eлены Головинской.

***
фото: Кормилица — Эльвира Парфенова; Аргант — Александр Миронов, Сильвестр — Евгений Солодянкин; Жеронт — Михаил Кусков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта