Было бы смешно, когда бы не было так грустно
18 января в газете «Тюменский курьер» я поместил статью, которой редакция дала заголовок «Страна троечников». Суть статьи в том, что процентомания, наносящая колоссальный вред нашему образованию и формально осужденная, по-прежнему цветет пышным цветом в школе.
8 февраля в той же газете был опубликован ответ на мою статью, подписанный заместителем председателя городского комитета по образованию г. Сердитовым. Суть это го ответа в то м, что «несмотря на отдельные недостатки, мы достигли зияющих вершин».
Редакция газеты полагала, что ответ г. Сердитова настолько красноречиво демонстрирует его желание защитить честь мундира любыми средствами, что не нуждается в комментариях, и поэтому долго не соглашалась предоставить мне возможность публичного продолжения дискуссии. Однако проблема качества образования настолько важна, что нельзя молча ограничиваться сознанием собственной правоты, этаким кукишем в кармане.
…Впрочем, кое-чем я мог бы остаться доволен. Во-первых, городской комитет по образованию все ж таки прореагировал намою статью, признав, что есть немало недостатков и проблем, которые надо решать, хотя, судя по статье г. Сердитова, решать их будут келейно, не вынося сор из избы. Во-вторых, г. Сердитов подтвердил все, о чем я писал: стремительный рост числа золотоносных гениев и творческих лабораторий по их выпечке. Только он не понимает или не хочет понимать простую истину, давно известную всему миру: природа не выпекает гениев пачками. А если пачки гениев присутствуют в отчете, то цена и им, и отчету меньше, чем цена бумаги, испорченной этим отчетом.
По занимаемой должности г. Сердитов обязан знать, что низкое качество выпускников школ оказывает сильнейшее давление на высшую школу. Преподаватели вузов постоянно жили под гнетом угрозы: «Вы отчисляете восемь двоечников — мы увольняем одного преподавателя». В итоге добрая половина студенческих троек образца 1975 г. соответствовала двойке образца 1955 г., половина троек 1985 г. — двойкам 1975. В последнее десятилетие этот процесс ускорился, и сейчас не более трети или четверти троек «тянут» на тройку образца 1985 г.
Позволю себе привести аналогию. Чтобы иметь мастеров спорта по прыжкам в высоту, можно учить одаренных спортсменов прыгать повыше, а можно установить норматив пониже. В спорте идут первым путем, а в нашем образовании, увы, — вторым. Конечно, и в массовом физкультурном движении участвуют многие, которые могут преодолеть только невысокую планку, и замечательно, что участвуют, не претендуя на высокое звание мастера спорта. А вот процентомания в образовании прочно утвердила практику высоких оценок за невысокие результаты.
Приходится еще и еще повторять, что интеллектуальный потенциал России разрушается с катастрофической скоростью. И начинается этот процесс в средней школе под аккомпанемент блистательных отчетов г. Сердитова и иже с ним. Благополучные отчеты и многочисленные медали — это итоги незабвенного социалистического соревнования. И составляют их люди, которые твердо усвоили, что залог их благополучного существования — не работа, а благополучный отчет. Буду счастлив, если ошибусь, но, по-видимому, поднятая дискуссия будет исчерпана отметкой в бумагах городского комитета по образованию о том, что ответ на критическое замечание дан. Благодарю редакцию газеты «Тюменский курьер» за возможность высказать свое мнение по наболевшей и очень важной для сегодняшней России проблеме, а заодно приношу ей свои извинения зато, что невольно навлек на нее неудовольствие власть имущих.