Как стать волшебником
Я уже писал о начале республиканской научно-практической конференции «Формирование духовной культуры личности в условиях западносибирского региона», проходившей на базе тюменского государственного института искусств и культуры при участии и поддержке Минкультуры РФ, комитетов по науке, образованию и культуре областной администрации.
В отсутствие ректора Михаила Капеко «тяжелый вес» забот пришелся на долю проректора по науке Валентины Сушковой. Все «судьи» (то бишь участники форума) зафиксировали: вес взят на отлично! Во-первых, достигнуты значительные научные результаты во время мозгового штурма таких серьезных современных проблем, как пути обретения духовности, влияние нынешних реформ на культурную ситуацию в обществе… Во-вторых, конференция свела вместе чиновников, учителей и ученых, деятелей наших искусств, работников тюменской культуры. Примечательно, что начальство выступало с дельными докладами, ученые рассказывали про новые методики обучения специалистов в области культуры, а учителя искали теоретические постулаты для духовного воспитания своей ершистой паствы.
Размах конференции был таков, что я не смог побывать во всех узловых точках дискуссий и творческих просмотров.
Зато музыкально-педагогический факультет, художники и театрал ы- режиссеры достались мне «тепленькими». Их секции работали в Международный день театра. Это раз. «Заседания» затягивались далеко за полночь. Это два. И три — кроме докладов и споров, я увидел гала-концерт творческого конкурса, восхитительную премьеру оперы «Гуси-Лебеди» (муз. Юлии Вейсберг, ученицы Римского-Корсакова, лит.обработка русской народной сказки Самуила Маршака) в постановке засл. работника культуры РФ Валентины Петровой (она же дирижер)…
Художники развернули свою выставку в фойе большого зала мэрии и блеснули, в свою очередь, не только «чистым искусством», но и неплохим современным дизайнерством, декором, сувенирными поделками. Сотрудники ТГИИК Светлана Костенецкая и Ольга Козловская рассказали мне, что готовится проект выставок-продаж сувениров их отделения во время летних туров зарубежных гостей по Оби и Иртышу.
Любите ли вы театр? Полюбите, ибо столько было страсти, красоты и молодого упоения в театральной программе конференции, что никто бы не устоял. Первый курс режиссерского отделения ТГИИК из музыкальных ассоциаций (когда в пластике актера, звуке, танце, слове и свете заново рождается известная песня) устроил целый спектакль (идея и постановка Николая Лацильника).
А каким вольным ветром и бурным восторгом молодого путешествия в мир любви и страстей была наполнена премьера комедийного действа по знаменитой пьесе Мольера «Плутни Скапена»! Педагог третьего курса и одаренный постановщик Марина Жабровец угадала со светом, музыкой, ансамблем исполнителей, как бы пружинной закруткой всей интриги. Когда в финале ее энергия стремительно освобождается, и зал, и актеры просто счастливы — что все хорошо закончилось, что молодые сердца соединились, и мнимой смертью своей добивается прощения господ Ловкий Скапен.
Сейчас идут переговоры с театром «Ангажемент», и, возможно, тюменцы увидят этот спектакль в большом зале.
Мольеровское веселое решение проблемы «отцов и детей» созвучно нашим дням и лишний раз напомнит, что деловую хватку, власть денег можно подарить влюбленным чадам своим — во имя их блага и счастья. Назову имена молодых актеров — может, запомните их, уже сегодня способных на жизнь в образе, интересное общение с партнерами и неплохую технику. Итак, нас радовали — Игорь Соболенке (Скапен), Eвгений Солодянкин (Сильвестр), Александр Миронов (Органт), Михаил Кусков (Жеронт), Александр Фролов (Октав), Надежда Кузеванова (Гиацинта), Любовь Ленчукова (Зебринетта), Денис Ручкин (Леандр), Элеонора Парфенова (Нерина), Светлана Гиль (Дама в маске).
Каждой эпохе — своя жизнь в искусстве. Ученики Жабровец захвачены его тайной, глубиной, полнотой своего самовыражения. Сами оборудовали учебный театр, всю одежду сцены, все «цеха» (свет доставали-делали, костюмы шили, построили интересную декорацию с пандусами, способную трансформироваться в господский дом, беседку, площадь…). И наконец! — они сделали круг, под которым свыше двух часов провел их товарищ — Геннадий Садыков, лишь мускульной силой вращая его, когда на круге стояли, выделывали па восемь человек! Вот тебе и настоящий молодой герой нашего времени.
(Eще одного героя я увидел во время капустника по случаю праздника театра. Он галантно подал руку и помог подняться на сцену заместителю декана Анне Ушаковой — зачитать приветственную телеграмму режиссерскому отделению. Скажете, что такова форма, внешняя дань. Возможно, но это ведь и знак освоения бытовой культуры студентами ТГИИК, которой так мало в среде их сверстников).
Новости есть и на библиотечном факультете. Декан Юрий Ларин и заведующая кафедрой Eкатерина Бережкова говорили мне о том, что они — в самом сложном положении. Библиотечное дело, малые зарплаты не очень-то привлекают молодежь. Выход нашли в новых специализациях, связанных с документально-информационными технологиями, менеджментом в сфере документальной информации и коммуникаций, библиографией мировой художественной культуры. Стали здесь заниматься и экологией информации, выстраивают модель обучения, чтобы выпускники были готовы работать в условиях информационного общества.
…Но тут в коридор вышли передохнуть философы, и я услышал слово «атасфера». Сие (как бы науку о нашей глупости) развивает профессор Федор Селиванов, да и понятно, диалектически на таком фоне легче разбираться с потерей духовности и поиском разумных путей обновления нашего общества.
Высоко оценив результаты общей работы и вклад ТГИИК, начальник отдела Минкультуры РФ Eкатерина Александрова обратилась к нашим властям с призывом помочь институту в решении материально-технических проблем, закупкой нового оборудования. Творческие и научные силы вуза трудятся очень плодотворно, но сдерживают их поиск бренные заботы — ремонт, аварийный зал 2-го учебного корпуса, скудные ресурсы.
Прав Юрий Ларин — да, пока есть кризис, затянулся наш переход. Но в ТГИИК понимают, что грядет век культуры, время информационно-духовного развития индивидов. Время, когда на смену природной, социальной, политизированной детерминизации любого общества на земле приходит эпоха личностного освоения культуры.