Троянский жеребец
…И стынет нефть в жилах
От тюменского Информбюро: как и прогнозировали специалисты, с приходом весны на самотлорском театре военных действий началось оживленное передвижение крупных подразделений различных финансово-промышленных группировок. Только за последние дни в тюменском небе было отмечено появление сразу нескольких самолетов-разведчиков Инкомбанка, в тайге, на дальних подступах, зафиксировано скрытное перемещение передовых отрядов Менатепа, а непосредственно под стенами губернского центра обнаружены сводная десантно-штурмовая бригада Росинвестнефти и Центральной топливной компании, а также отдельные диверсионные подразделения «Альфа-группы».
По мнению наблюдателей из Генштаба, сложившаяся диспозиция красноречиво свидетельствует: со дня на день можно ожидать перехода ситуации в решающую фазу развития — в открытое огневое столкновение противоборствующих сил. А следовательно ? в начало великой битвы за тюменскую нефть…
Дранг нах остен
Этот лозунг, бывший некогда боевым кличем тевтонских рыцарей («Натиск на восток!»), в настоящий момент активно осваивается современными российскими конкистадорами. Отлично уяснив для себя, что богатство России будет прирастать Сибирью, они уверенно вычерчивают на своих штабных картах жирные красные стрелки, уводя их все дальше на восток — за Уральский хребет. Однако даже матушка Сибирь небезгранична, и в какой-то момент шпаги сразу нескольких фельдмаршалов от экономики скрестились в одной точке — в районе Самотлора, одного из богатейших нефтяных месторождений страны. Взору передовых отрядов северных завоевателей здесь открылось по- истине ласкающее глаз зрелище- бесконечные ряды нефтяных вышек. Причем почти что бесхозных.
Дело в том, что Тюменская нефтяная компания (ТНК), контролирующая самотлорские просторы, на сегодняшний день является чуть ли не единственной в своем po^e, поскольку подавляющая часть ее акций (91 процент) до сих пор принадлежит государству. Причем пакет из 40 процентов акций ТНК уже в этом году запланировано выставить на инвестиционные торги. О чем разведка московских финансово-промышленных группировок отчаянно засигнализировалав Центр: видим цель! Срочно необходимы подкрепления! В столице в авральном порядке закипела работа: началась активная перегруппировка сил, а штабисты под зорким оком опытных стратегов начали вычерчивать сложнейшие схемы охвата нефтяников с флангов и захода в тыл.
Однако проведение крупномасштабных боевых операций, как известно из учебников военного искусства, требует существенных материально-технических вливаний — денег на покупку акций, на модернизацию производства. Или предполагает наличие могущественных союзников. Без связей в правительстве в регионах серьезно рассчитывать на успех предприятия не приходится.
Трезво оценив свои силы и тяжко вздохнув, предводители разнообразных мелких шаек решили не искушать судьбу и с минимальными потерями выйти из игры.
К настоящему моменту на тюменском театре действий сосредоточились исключительно подготовленные, профессионально обученные подразделения столичной бизнесэлиты. Первый приступ
Первыми разведку боем провели руководители АО «Росинвестнефть» (РИН). Заручившись поддержкой банка СБС-Агро, президент компании Виталий Мащицкий для начала обратился в правительство с просьбой ни много ни мало передать в доверительное управление РИНа весь пакет государственных акций ТНК. То есть — 91 процент. При этом он особенно напирал на братскую помощь, которую Росинвестнефть систематически оказывает тюменцам. Так, по утверждению Ма- щицкого, его компания спасла от финансовой катастрофы крупнейшее подразделение ТНК — АО «Нижневартовскнефтегаз», а именно — приняла на себя всю его задолженность перед Пенсионным фондом. Это приблизительно 2,2 триллиона рублей.
Сумма действительно внушительная, поэтому президент Росинвестнефти всерьез рассчитывал, что эта благотворительная акция сработает в качестве тяжелой артиллерии при штурме правительственных бастионов и ее мощный залп будет услышан в кремлевских коридорах. Однако выстрел оказался холостым — нужное РИНу решение так и не было принято.
Не помогли Мащицкому и особые отношения с бывшим руководителем Минтопэнерго, а ныне председателем Совета директоров ТНК Юрием Шафраником, которого за глаза называют крестным отцом Росинвестнефти. Являясь советником Черномырдина, он, по идее, мог бы шепнуть несколько нужных фраз на ушко Виктору Степановичу. Однако выпущенные Шафраником торпеды прошли мимо цели: то ли слов подходящих не нашлось, то ли премьер оказался тугим на ухо.
И тогда Шафранику пришла в голову свежая идея — войти в геополитический союз с Центральной топливной компанией (ЦТК), которая к тому времени уже проявляла жгучий интерес к самотлорскому месторождению. То есть создать что-то типа НАТО, только нашего, русского. Дело в том, что столичные власти ужедавно вынашивали мысль создать собственную, независимую от отечественных монстров, нефтяную компанию. Для жизнедеятельности такого огромного, сложного города, как Москва, это был вопрос номер один. Однако появившаяся на свет в феврале этого года ЦТК оказалась не приспособлена к автономному плаванию. Вошедшие в ее состав Московский нефтеперерабатывающий завод, Моснефтепродукт, Московский комбинат автообслуживания постоянно испытывали нужду в сырье — и здесь очень бы пригодились те 22 миллиона тонн черного золота, которые ежегодно добывают на Самотлоре. Не лишним был бы и расположенный по соседству Рязанский НПЗ, являющийся частью тюменской компании. Так что предложение Шафраника легло на унавоженную почву.
Словом, появилась возможность мирного, полюбовного решения вопроса — без марш- бросков, финансовых диверсий, идеологических взрывов в прессе. При этом Юрий Шафраник сохранил бы за собой пост председателя Совета директоров ТНК и одновременно вошел бы в руководящие органы Центральной топливной компании (в настоящее время указ о его назначении председателем правления ЦТК уже подписан). Москва получила бы так необходимую ей нефть, а РИН закрепила бы за собой роль генерального управляющего всей этой структурой. Столичное правительство, по всей видимости, следуя в фарватере этих договоренностей, даже обратилось с просьбой к Черномырдину — передать московским властям в доверительное управление 45 процентов акций сибирского месторождения, принадлежащих государству.
Однако перешедший было от военных приготовлений к мирному диалогу процесс был неожиданно взорван — на шахматном поле появился новый, весьма энергичный и агрессивный, игрок, который перехватил инициативу у конкурентов. Демонстрируя при этом самую изощренную фантазию…
Идея блицкрига в современном исполнении
Как это часто бывает, в любой ситуации, особенно если дело касается какого-нибудь дележа, находится человек, группа людей, организация, ведомство, которые чувствуют себя обделенными. Это уже не раз в истории человечества приводило к самым тяжелым последствиям — начиная от тривиальных «бытовых» скандалов и заканчивая глобальными войнами. Однако представители «Альфа-группы», а именно они посчитали себя обиженными, решили не прислушиваться к урокам истории. Они решили идти напролом и взять город-крепость Тюмень штурмом немедленно, без всяких политесов.
Стратегическая схема покорения нефтяников предусматривала два главных момента — молниеносность действий(блицкриг в организации и принятии необходимых решений) и превосходство в воздухе (то есть в борьбе на верхних этажах власти). Руководство операцией в целом было возложено на альфовца Петра Авена.
Выбор последнего, по мнению экспертов, определили несколько причин. Первая — особенности профессионального характера: гибкость, жесткость, железная хватка. Вторая и, пожалуй, главная — особая близость к г-ну Чубайсу и, соответственно, к председателю Госкомимущества Альфреду Коху. А уходит она корнями еще в гайдаровское правительство, где Анатолий Борисович командовал приватизацией, а Петр Олегович — внешнеэкономическими связями. Так что в плане взаимопонимания и координации совместных наступательных усилий здесь вырисовывался полный порядок…
Выдвинув свои батальоны на исходные рубежи, альфовцы потребовали немедленной капитуляции тюменских нефтяников, а именно — проведения в срочном порядке инвестиционных торгов по продаже 40 процентов акций ТНК. На ртол Черномырдина один за другим легли несколько снарядов, выпущенных из канцелярий руководителя Госкомимущества Альфреда Коха и его заместителя г-на Белоусова. Смысл реляций один — дайте распоряжение немедленно провести конкурс.
Из аппарата Чубайса поступила небольшая по форме, но емкая по содержанию бумага, в которой Анатолий Борисович просит Виктора Степановича сдать тюменскую крепость как можно быстрее. Причем без почетных условий — всего-то за 120 миллиардов рублей.
Танец вокруг триллионов
Надо отдать должное альфовским генералам — воевать они умеют отменно. С самого начала, в отличие от многих коллег по бизнесу, привыкших в пылу наступления засыпать вражеские окопы телами собственных солдат, «Альфа» планировала взять Тюмень малой кровью. Отсюда и спешка с инвестиционными торгами, постоянно провоцируемая Авеном и К.
Дело в том, что, по данным разведслужб этой финансово-промышленной группировки, тюменские сидельцы, нынче действительно испытывающие острую нужду в материально- технических ресурсах, могут через два-три месяца получить крупные подкрепления. А раз так — дух их окрепнет, позиции усилятся, а дело штурма весьма осложнится. И тут уже какими- то 120 миллиардами не отделаешься. Поэтому их и надо додавить — сегодня, сейчас. В письме к Черномырдину, написанному от имени Чубайса, эта тема стоит во весь рост: «Прошу Вашего указания на немедленное проведение инвестиционного конкурса, условия которого полностью подготовлены Госкомимуществом РФ и согласованы с Советом директоров Тюменской нефтяной компании». Авторам пламенного послания премьеру в данном случае приходится даже идти на активные дезинформационные мероприятия, вводить в заблуждение вышестоящее начальство, лишь бы достичь поставленной цели. Секрет в том, что никаких согласованных с Советом директоров ТНК условий конкурса не существует. В суде это может доказать даже ученик церковно-приходской школы. Видимо, цель действительно слишком велика, раз для ее достижения годятся и такие не очень, скажем, чистоплотные средства.
Так отчего такая спешка? Все очень просто — в ТНК и в компаниях, входящих в ее состав (Нижневартовскнефтегаз, Рязанский НПЗ и т.д.), началась реальная переоценка основных фондов. По прогнозам, в результате этого мероприятия цена одной акции Тюменской нефтяной компании вырастет сразу в 577 (!) раз — с 1000 рублей до 577 тысяч. Ну а стоимость 40-процентного пакета ценных бумаг соответственно возрастет до 2,08 триллиона рублей. О чем в конце марта и проинформировали премьер-министра России тюменские нефтяники.
Чувствуете разницу между 120 миллиардами, предложенными приватизаторами, и 2 триллионами, составляющими реальную цену акций? Вот и участники
битвы за Самотлор чувствуют. Только вот непонятно, почему отцы Госкомимущества мечтают не заработать деньги для государства, а сэкономить средства для своих друзей? Старику Гомеру и не снилось
Однако попытка сэкономить на государстве около 2 триллионов рублей, которые, надо думать, совсем не помешали бы на фронте выплаты пенсий и зарплат, далеко не единственный подвиг, числящийся в активе боевой дружины «Альфы». К примеру, достоин всякого подражания и способ, с помощью которого архистратеги группы намеревались проникнуть за тюменские стены. Похоже, Авен и Кох тщательно проштудировали «Илиаду» Гомера — в той ее части, где слепой классик описывал троянского коня, подаренного данайцами простофилям ахейцам.
Чтение произвело столь глубокое впечатление, что дружная компания решила повторить классический трюк. В качестве коварной гомеровской кобылы была выбрана прозаическая установка атмосферно-вакуумной перегонки (АВТ-2), расквартированная на Рязанском НПЗ, который, в свою очередь, является составной частью ТНК (правда, в настоящий момент эта хитроумная железяка числится якобы за неким АОЗТ «Санрайз»), Именно ее, эту установку, «Альфа-группа» и вознамерилась передать в качестве инвестиций тюменским нефтяникам — в случае своей победы на конкурсе. Для развития, так сказать, и процветания самотлорского края.
Причем этот пункт с особой тщательностью зафиксировали не где-нибудь, а в условиях инвестиционных торгов. Тех самых, которые почему-то не согласованы с Советом директоров ТНК, но вполне устраивают представителей «Альфы» и чиновников ГКИ. Сагй же бесценный дар альфовцы оценили аж в 40 миллионов долларов.
Атеперь — парадокс ситуации. По мнению экспертов, место приготовленного «Альфой» «подарка» не в коробке, расцвеченной пестрыми ленточками, ана балансе ТНК. Каксчита- ют юристы, передача установки «Санрайзу» в свое время была произведена с нарушениями законов и превышением полномочий. Более того, АВТ-2 — это одно из звеньев’Неразрывной технологической цепи Рязанского завода, вычленить его из производства — все равно что вырвать сердце у человека. Можно ли сдать в аренду двигатель автомобиля, оставляя при этом его на прежнем месте в корпусе машины? Бессмыслица… Наверное, именно поэтому 11 апреля судья Железнодорожного районного суда Рязани г-жа Щербакова наложила арест на это оборудование, запретив «Санрайзу» совершать с ним какие-либо действия.
Это — один дар современных данайцев. Другой — 51 процент акций некого конструкторского бюро «Коннас». Опять же — в разрезе инвестиций. И всего за 35 миллионов долларов. По оценкам экспертов, стоимость этого загадочного КБ по крайней мере раз в 10 меньше заявленной. Как утверждают злые языки, это бюро типа «Само- делкин и партнеры» нынешний хозяин приобрел всего-то за 200 тысяч долларов…
Вот такая, вкратце, боевая обстановка под Тюменью: одни застыли в паузе, другие подтягивают таранные орудия к стенам осажденного нефтеграда., Черномырдин предложил отложить начало войсковой операции по крайней мере до третьего квартала нынешнего года. Хорошо, если это сделано ради того, чтобы не доводить дело до позорных 120 млрд. за перспективнейшие нефтяные скважины и чтобы за это время выторговать поприличнее условия мира.
Для государства, естественно.
P.S. Секретно. Агент «Эльвира» сообщает: на одном из последних заседаний правительства генералиссимус Чубайс дал распоряжение фельдмаршалу Коху собрать в бюджет за счет приватизации вместо запланированных 6,5 триллиона рублей -10 триллионов. В прошлом году подобное указание было выполнено с точностью до наоборот — вместо 12 казна получила чуть больше одного триллиона. Странная игра в поддавки продолжается…