Такая культурная жизнь
Изгоняют первой — возвращается последней
Вернемся к уникальному событию в нашей культурной жизни, занимавшему своей хроникой страницы газет всю минувшую неделю. Итак, впервые влиятельная общественная организация музееведов РФ — президиум Российского комитета международного совета музеев (ИКОМ) — перелетела Уральские горы и оказалась в «воротах Сибири».
Проблема, которая была в центре выездного заседания при самом широком участии областной и городской администраций, музейных работников нашего края — от Ямала до Ялуторовска, почти всех сопредельных областей (включая Красноярск), — культурологов всех мастей, краеведов, студенчества, увлекла своим решением и в далекое прошлое, и в перспективы. На языке протокола она звучит так: «Музеи Тюменской области и ИКОМ России. Формы взаимодействия».
Икомовцы — народ битый жизнью, испытанный во всевозможных передрягах и особенностях отношений с советской властью и сегодняшней. Но они еще — настоящие интеллигенты высшей пробы, многомудрые и настойчивые в своих тяжелейших заботах сохранить и приумножить культурное наследие России. А также икомовцы (в силу интеллекта и широчайшего культурного кругозора) — опытные и удачливые управленцы (менеджеры), чиновники, отлично знающие свое место и свой маневр в коридорах власти. Один факт: президентствует в российском ИКОМе Ирина Родимцева (директор музея-заповедника «Московский Кремль»), Догадались, да? Кто давал пояснения во время прогулки по Кремлю нашему президенту и его американскому коллеге. А кто там в вице-президентах ИКОМ? Юрий Мудров (редкое сочетание достоинств и чина в фамилии) — директор музея-заповедника «Павловск». Знатное место под Петроградом, в кольце Петергофа, Царского Села, Гатчины, Кронштадта…
И вот в такой компании действует и наша Татьяна Исламова, член президиума ИКОМ, директор областного краеведческого музея им. Ивана Яковлевича Словцова (ТОКМ). Лишь небеса ведают, каким образом ей удалось провести столь звездное собрание своих коллег в Тюмени. Зубры явились и с ходу изменили программу пребывания. Молодцы, прежде чем заседать и принимать свои решения, они досконально просмотрели и оценили состояние музейного дела в нашем крае.
На что особенное (тюменское) обратили вниманиё гости? Мне приятно, что «Курьер» два года назад писал о музейном ренессансе в области — оценки типа «ренессанс», «бум» звучали неоднократно. Хотя и на фоне, увы, пятилетней констатации серьезного кризиса российской культуры, бедственного положения даже самых знаменитых музеев страны. С цифрами и фактами в руках икомовцы послали не первый свой SOS правительству, напомнив ему… смотри заголовок.
Оказывается, у нас хватает чинов, считающих, что в России музеев слишком много. Но если мы стремимся реально войти в мировое сообщество, то следует знать его критерии и оценки. К примеру, в Германии на 1 млн. жителей приходится 32 музея, а в России — 11,6 (показатель для слаборазвитых). Хотя в Тюменской области уровень материального обеспечения музеев в 2 раза выше общероссийского.
ИКОМ хорошо оценил профессионализм наших музейщиков, современный уровень многих выставок, работу с коллекциями, бережное, лишенное конъюнктурных шараханий влево и вправо воссоздание прошлого во всех измерениях бытия и культуры. Сразу вспомнился наш музей одного дома, где купеческий быт соседствует с эпохой красного командарма Блюхера. Возникает панорама исторического движения страны, настрой посетителей на познание ее реальных шагов.
Поддержана идея о создании музейного комплекса в Ингапинской долине при Исети и Тоболе, где археологи открыли целый мир древнейшей цивилизации, ставшей колыбелью уральских народов. Поддержани курс на открытие в области и округах экологических, детских музеев, одним словом, профильных собратьев. Тому порукой добрая слава тюменского музея геологии, нефти и газа в ДК «Геолог».
Наш флагман — областной краеведческий музей — и сейчас остается ведущим научно-методическим центром музейщиков всего края, хорошо взаимодействуя по всем параметрам с коллегами из округов. Но он — единственный, попавший в президентскую федеральную программу «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России». И тут пришел момент, когда все присутствие посмотрело на северо-восток, в сторону Тобольска. «Это настоящее национальное бедствие» — резюмировало оно свои впечатления о когда-то столичном граде на Иртыше. А ведь Тобольск похож на замечательный музей под открытым небом, с уникальными памятниками, документами — свидетелями сибирской истории за пять веков.
Здесь икомовцы осторожно и тактично коснулись проблемы взаимоотношений с религиозными конфессиями. Понятно, что насильственно отнятое когда-то надо возвращать. Но в миру и церковь, и музеи заняхы одним делом — заботиться о духовных началах нашей жизни, о высших культурных ценностях. И наметившееся противостояние можно перевести в сферу договорных отношений. Что же касается Тобольска, то икомовцы решили добиваться для него статуса особо ценного объекта нашего культурного наследия.
Многие заметили, что крупная культурная акция в регионе (строительство современного музейного комплекса в Тюмени), увы, тоже «одинока» на просторах страдающей российской культуры. И область, и ИКОМ заверили, что долгостроя не будет. Научно-творческий потенциал наших музейщиков получит большую.поддержку. Татьяна Исламова заметила, что в этот период многие тюменцы лишены возможности побывать в больших городах, увидеть сокровища Эрмитажа и Петергофа, Третьяковки и Исторического музея. Необходима специальная обменная программа, решение вопросов безопасности коллекций.
ИКОМ поддержал идею профессионального обмена опытом наших музейщиков с коллегами из центра, повышения их квалификации. Но тут же Ирина Родимцева добавила, что всем есть чему поучиться у тюменцев. Не самое лучшее настроение было у наших соседей. Они говорили вслух: «Вы-то еще живете, а вот мы выживаем». Коллег подбодрило известие о созыве съезда музейных работников России,- призыв изживать нищенскую психологию, «а то мы сейчас или благодарим, или кланяемся» (директор Московского музея революций Тамара Шумная).
Не могу не согласиться с директором Исторического музея Александром Шкурко — нам необходима новая идеология современного российского музея, способного своими средствами формировать открытое гражданское общество, сильный диалог с властью и людьми. Не плакаться, а отстаивать свою, особую роль спасения и сохранения общего культурного наследия. И обновленные музеи Тюмени вполне могут стать российским полигоном новых форм работы и перспективных проектов.