Работник хозяину не товарищ
Трудно полюбить начальника. Любой может рассказать о шефе что-нибудь нелицеприятное. Но истории, которые я знаю, не просто о нелюбви. Они, может даже быть, о классовой ненависти. Они содержат столько обвинений, не поддающихся проверке, что имена героев благоразумнее заменить.
ИСТОРИЯ БУХГАЛТEРА
Анна — бухгалтер частного предприятия — получила задание от директора выдать зарплату всем, кроме одного человека: денег немного не хватало. Анна было предложила начислить всем, но выдать каждому неполную сумму. Однако шеф не любил, чтобы с ним спорили. Тогда Анна, зная, как нужны деньги всем сотрудникам, не начислила зарплату… шефу, полагая, что уж он-то может потерпеть пару дней.
Шеф не оценил шутки. Он потребовал денег и получил их, без зарплаты остался водитель. А Анну вскорости сократили.
ИСТОРИЯ СEКРEТАРЯ
Лена искала работу долго. Корочки оператора ЭВМ она получила в ПТУ, когда о «персоналках» еще знать не знали. Но когда огромные машины, занимавшие полкомнаты, вышли из употребления, дорога осталась одна — в секретари-референты. Объявлений, приглашавших на эту должность, было море. «А разница между ними одна — сразу шеф предупредит о необходимости особых с ним отношений или дождется, когда я принесу свою трудовую». Но в одну торговую фирму Лену взяли без всяких особых условий — машинисткой с окладом триста тысяч, Ленина предшественница сбежала с должности через месяц. До нее, говорят, был еще десяток.
Лена тоже продержалась недолго — даже ее жалкие копейки шеф умудрялся задерживать. В фирме работали люди, которые не увольнялись, потому что шеф в таком случае обычно не отдавал зарплату совсем.
Как ни странно, работники для фирмы находились быстро. Поработают почти задаром, найдут новое место и уступают место следующему. Такой вот выгодный поточный метод. Потом шефа убили. Вряд ли отчаявшиеся пролетарии. Просто, говорят, человек был жадный не только для своих работников. Не захотел кому-то долг отдать. Фирма была ликвидирована, а зарплату «в связи с тяжелым положением» работникам «простили». Правда, детям шефа, говорят, досталось приличное наследство.
ИСТОРИЯ ВОДИТEЛЯ
Терентий Михайлович обратился в нашу редакцию совсем недавно. Eго рассказ был долгим, я его сильно сократила.
«Стаж у меня большой. Лет пять назад стал работать на частников — те были люди и деньги платили. Но времена изменились, такой работы не стало, и через службу занятости меня отправили в одно частное предприятие с магазином. Я приехал — там толпа претендентов. Директор выбрал меня, потому что я уже немолод. Зарплату положил — шестьсот тысяч.
Иногда приходилось ездить в другие города за товаром. Мы возили газводу, но пить ее по дороге было нельзя — вычтут в тройном размере. Автомобиль был неисправный, а денег на запчасти не выпросишь. И меня все время штрафовали за эти неисправности, за отсутствие лицензии. Платить приходилось из своих денег. Бензина давали мало, а двигатель старый, и я постоянно оставался на дорогах — клянчить у проезжающих. Однажды по дороге из другого города случилась поломка и мы сожгли много бензина, чтобы согреться. Просил списать — не списали. Директор все время требовал работать по выходным, работать за грузчика, возить к нему на дачу работников. Все это под угрозой, что я не получу зарплату, которую задерживали.
Наконец я решил уволиться. Долго не мог сдать автомобиль. Только через несколько месяцев мне начислили зарплату за последние за два месяца — пятьсот тысяч рублей. Сказали, что не хватает паяльной лампы, деталей. Несколько месяцев не отдавали трудовую книжку, пока я не пошел в областную прокуратуру. Тот работник прокуратуры, что меня принял, сразу позвонил в магазин и сказал, чтобы книжку отдали,-и мне ее отдала бухгалтер. А зарплату я хочу полностью получить, потому что деталей не терял». ? Директор магазина, которому я позвонила сразу же после встречи с Терентием Михайловичем, вопреки моим ожиданиям, не отказался от встречи со мной, а в бухгалтерии даже показали некоторые документы. Вот что рассказал директор.
«Этот человек, о котором вы говорите, очень хитрый. Образования у него нет, поэтому общаться с ним тяжело. У него вечно проблемы с отчетностью, особенно по горюче-смазочным материалам. У нас же все по нормам, а если мы их завысим, нас налоговая не поймет. Вот в журнале написано — выдано 150 литров. Вот расчет: с учетом того, что двигатель старый, должно остаться двадцать семь литров. А он говорит — бензин кончился. Вот акт приема автомобиля, вот акт сдачи, а вот — акт расхождения. Согласно этому акту написан приказ о том, чтобы вычесть из зарплаты стоимость недостающих запчастей».
По словам бухгалтера, зарплата водителя — пятьсот тысяч, еще сто тысяч начислялось за помощь при разгрузке, пока не было грузчика. Поэтому за два последних Месяца работы начислено, с учетом отчислений, примерно девятьсот пятьдесят тысяч рублей. Минус запчасти — получается пятьсот четыре тысячи.
Вторая часть разговора происходила уже в присутствие Терентия Михайловича и на повышенных тонах. Прозвучала фраза: «Из-за таких людей, как ты, у нас теперь проблемы с банком». Директор утверждал, что водитель несколько месяцев сам отказывался сдать автомобиль и получить зарплату. С запчастями тоже темная история — по словам водителя, старые запчасти он сдавал на склад — в бухгалтерии ничего подобного не помнят. Разногласия были во всем. Только один факт директор признал — да, трудовая книжка действительно несколько месяцев оставалась в сейфе бухгалтерии и была выдана бухгалтером только по звонку из прокуратуры. По мнению директора, это был акт давления, а бухгалтер не имела права выдавать трудовую книжку, в ее полномочия входит только хранить ее.
Терентий Михайлович решил подать судебный иск. Так что суд и разберется. Пока же я могу быть уверенной только в одном: если бы мне за работу водителя платили пятьсот тысяч в месяц, я, пожалуй, точно имела бы проблемы с отчетностью.