X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Крылатые ракеты «Тюменьсельмаша»

Что известно всем?

Всем известно, что летчик- испытатель капитан Григорий Бахчиванджи в 1942 году приступил в аэропорту Кольцово, г. Свердловск, к испытаниям «БИ-1», первого советского реактивного самолета с жидкореактивным двигателем (ЖРД).

Это случилось ровно 55 лет назад и положило начало эпохе реактивной авиации.

Менее известно, что эти события были непосредственно связаны с нашим краем.

Оружие возмездия

Эта формула читателям знакома. Так назывались реактивные снаряды «ФАУ-1», которыми гитлеровцы в конце второй мировой войны с пусковых площадок Свинемюнде обстреливали Лондон. «Истребителем возмездия» называли и своеобразную пилотируемую крылатую ракету, работа над которой в обстановке строжайшей секретности развернулась с началом Великой Отечественной войны.

Проект этого уникального летательного аппарата был разработан талантливыми инженерами Александром Яковлевичем Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым под руководством генерального конструктора Виктора Федоровича Болховитинова.

Болховитинов (1899-1970) — авиаконструктор, генерал-майор-инженер, конструктор тяжелого бомбардировщика «ДБ-А», ряда истребителей.

Березняк (1912-1974) — авиаконструктор, участник создания «БИ-1», первого советского самолета с ЖРД (1942), лауреат Ленинской и Государственной премий.

Исаев (1908-1971)- конструктор авиационных и ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда. После «БИ-1» руководил созданием серии ЖРД для космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетных космических аппаратов.

«БИ-1» представлял собой моноплан с жидкостным реактивным двигателем д-1-А-11002. Размах крыла — 7,5 метра, полетный вес — 1,5 тонны, скороподъемность- 160 метров в секунду при скорости около 1000 километров в час. «БИ-1» был вооружен двумя пушками «ШВЛК» калибра 20 мм и мог нести 38 килограммов бомб.

189 секунд

Первый опытный экземпляр реактивного истребителя построили всего за 35 дней в помещении бывшей чугунолитейной мастерской в поселке Билимбай под Свердловском. Летные испытания проводились на Кольцовском аэродроме.

По приказу наркома авиапромышленности Алексея Ивановича Шахурина создана особая летно-испытательная бригада. В ее состав вошли: ведущий летчик-испытатель капитан Григорий Бахчиванджи, дублер майор Константин Груздев и инженеры Александр Росляков, Михаил Паранаковский, Александр Сорокин, Алексей Колесников и Арвид Палло.

24 апреля 1942 года первый истребитель доставили в Кольцово, а 15 мая в 19 часов произошло историческое событие: прозвучала команда «от хвоста», и «БИ-1», пилотируемый Бахчиванджи, распустив четырехметровый огненный шлейф, стартовал в небо. Первый полет реактивного истребителя продолжался всего 3 минуты 9 секунд, но он открыл новую эру в истории авиации.

Много лет спустя Алексей Иванович Шахурин вспоминал, что после первых испытаний «БИ-1» была изготовлена небольшая серия этих машин.

Заводоуковский реактивный

Удалось выяснить, что эта серия реактивных истребителей в количестве 30 машин строилась на заводе N 499 наркомата авиапромышленности. Предприятие, эвакуированное в Омскую область, разместилось на территории Ново-Заимского (ныне Заводоуковского) района. В госархиве Тюменской области хранятся документы тех далеких дней.

Среди них решение N 36 исполкома Ново-Заимского райсовета от 19 февраля 1942 года, которым «утвержден отвод усадьбы площадью в 100 гектаров для размещения завода N 499 из земель Ново-Заимского зерносовхоза». При этом директор зерносовхоза Шаркин и директор завода N 499 Александр Сергеевич Москалев, известный авиаконструктор, «пришли к взаимному согласию». 22 мая 1942 года площадь завода увеличилась еще на 22 гектара, полученные производственные мощности и позволили начать серийное производство пилотируемых ракет.

Строительство самолетов шло параллельно с испытаниями. На заводе, где, кроме москвичей и воронежцев, работали жители Бишликского, Горюновского, Киселевского, Хорзовского и Яковлевского сельсоветов Ново-Заимского района, было изготовлено 30 машин типа «БИ-1», а также опытные образцы «БИ-2» и «БИ-3». Испытания этих машин продолжались в Кольцово под руководством Израиля Габриэловича Рабнина.

С 10 января по 27 марта 1943года совершено 7 испытательных полетов. Во время седьмого на высоте 1500 метров самолет на скорости 800 километров в час перешел в пике и упал, развалившись на куски, в двух километрах от аэродрома. Причиной катастрофы был волновой кризис, неизвестный пилотам, летавшим на дозвуковых скоростях. «БИ-2» не смог выйти из пике, а летчик Григорий Бахчиванджи оказался бессилен что-либо сделать.

Тем не менее испытания продолжались. Константин Груздев совершил еще несколько полётов на «БИ-3», но трагически погиб месяц спустя, войдя в штопор на американском истребителе «Аэрокобра», который СССР получал по лендлизу.

Потом был Гагарин

Серия из 30 самолетов «БИ-1», построенная в Заводоуковске на заводе N 499, не нашла применения. Коллективом завода под руководством Александра Сергеевича Москалева был построен реактивный истребитель «БИ-7», на котором Борис Николаевич Кудрин и Матвей Карпович Байкалов продолжили дело погибших товарищей. Но и этот истребитель в серию не пошел, так же, как сконструированный Москалевым ракетный истребитель «РМ-1».

Дело, которому отдал свою жизнь Герой Советского Союза капитан Бахчиванджи, не пропало даром. По словам Юрия Гагарина, без полетов Григория Бахчиванджи, может, и не было бы апреля 1961 года.

О конкретном вкладе наших земляков в историю развития науки и техники напоминает мемориальная доска, установленная на здании завода «Тюменьсельмаш» в Заводоуковске, в цехах которого более полувека назад была построена первая серия отечественных реактивных истребителей.

***
фото: Григорий Бахчиванджи;Константин Груздев;Александо Москалев;Виктор Болховитинов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта