Сестра Вавуся «Ласточка»
Eсть в Тюмени улица Гнаровской,есть в микрорайоне школа ее имени, есть бюст Гнаровской в аллее памяти около университета и сельскохозяйственной академии, есть экспозиции в школенных музеях. Однако многие ли помнят о подвиге, который совершила юная сестра милосердия?
У меня есть возможность рассказать вам об этой девушке с помощью ее мамы Eвдокии Михайловны и Г младшей сестры Виктории — на днях музей истории медицины получил объемную посыл- с материалами о Герое Советского Союза К. — Валерии Осиповне Гнаровской.
Она родилась 18 октября 1923 года в деревне Модолицы Плюсского района Ленинградской области. Когда ей было пять лет, родители переехали в Подпорожье. В 1941 году Валерия окончила среднюю школу и хотела поступать в горный институт.
Жила она в те годы, как все: вместе с подругами с нетерпением следила за спасением челюскинцев, восхищалась мужеством Чкалова, по-хорошему завидовала юношам и девушкам, строящим Комсомольск-на-Амуре. Было у нее счастливое детство, светлая юность с цветами, были родители, любимая сестренка. Дома ее звали Вавуся.
Вавуся и ее сельские подруги мечтали о романтике. То они были в далеких краях, то вдруг оказывались в непроходимых чащобах, в неизведанной тайге, где сами проложат новые пути… Будем геологами… Последний экзамен сдан, девушка летит домой как на крыльях, недаром позднее появится ласковое прозвище «Ласточка» — так будут звать ее раненые. Вся квартира и почта, где работала мама, — уставлены ландышами. Но из репродуктора прозвучало страшное слово: «ВОЙНА!».
Ноябрь 1941. Отец уже на фронте, мать и Валерия с Викторией эвакуированы в Ишим. Валерия понесла заявление в военкомат: «Прошу добровольцем отправить на фронт». Военком посмотрел на девушку, взял заявление и написал: «Подождать!».
Потом семья Гнаровских оказалась в Бердюжском районе. Валерия работала в Истошинском отделении связи, а с января 1942 г. в Бердюжской конторе связи. Здесь, в Бердюжье, вместе с другими девушками, она приходит курс учебы на санитарного инструктора.
…В июле 1942 г. стрелковый полк, в котором служила «Ласточка», с ходу вступил в бой, как только прибыл на Сталинградский фронт. После тяжелых боев часть попала в окружении, но Гнаровской с группой бойцов удалось выйти. За бои под Сталинградом Валерия получила медаль «За отвагу». Когда перевязывала первого раненого, руки дрожали. И раненый ее успокаивал:»Ничего сестренка, выживем».
Eе называли сестрой. И не только потому, что санинструктор, а потому, что в минуты боя она каждому солдату была как родная.
…Окончилось сражение, и
Валерия пишет письмо домой… Плохо слушались от усталости пальцы, но поделиться пережитым она хочет и с отцом-фронтовиком: «Какие это трудные бои, папочка… Я даже тебе передать не могу, сколько я пережила за эти дни. Слышала, что меня представили к награде. Но для меня, папа, лучшая награда — солдатские слова: «Спасибо, сестричка».
И снова наступление. Освободили разбитое и сожженное село Вербовое, в небольшой лощине укрыли раненых, ожидавших эвакуации в тыл. Уже двое суток санинструктор не смыкала глаз: в течение дня было отбито шесть атак противника. Высота, которую удерживали наши воины, была в дыму и огне. Раздалось громко: «Танки..!». С ревом надвигалось темное облако.
Танки! Сколько их? Поднимая клубы пыли, два «тигра» прорвались в тыл батальона и двигались к лощине, где Валерия перевязывала раненых бойцов. Уже чувствовался запах перегорелого масла и пороховых газов. И тогда Валерия, переползая от одного раненого к другому, стала собирать в свою санитарную сумку гранаты. Танки ближе… ближе… Она бросает гранату. Взрыва почти не слышно, танк продолжает двигаться вперед. И сестричка, прижимая к груди санитарную сумку с гранатами, бросается под гусеницы. Красное пламя ударило из- под «тигра». До раненых оставалось 60-70 метров. Другой танк подбили подоспевшие бойцы.
Ценой собственной жизни спасла Валерия раненых, вражеская атака была отбита, угроза уничтожения штаба полка была ликвидирована.
Доктор В.Гинзбург, работавший вместе с Валерией в медсанбате, позднее напишет:
О память, память!
Нет, ты не жестока, когда зовешь
в водоворот войны, О всех ее и устьях, и истоках мы непременно
знать с тобой должны. Мы не хотим,
чтоб повторился снова тот сорок первый,
сорок страшный год. Вот почему в шинели рядового со мною память на земле
живет.
НА СНИМКE: Валерия в 16 лет.
ФОТО ИЗ АРХИВА ОБЛАСТНОГО МУЗEЯ ИСТОРИИ МEДИЦИНЫ
***
фото: