X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Гордость нашего города и умнейший человек

В день рождения — 1 мая Сергею Стрекопытову исполнилось 70 — юбиляр был в приподнятом настроении и расположен к беседе.

Сергей Константинович — не кандидат технических наук, просто главный конструктор проектов, которого и в семьдесят лет приглашают работать. — Самое известное изобретение Стрекопытова- блок-понтоны. Увидев этот проект, американцы рвали на себе волосы: как они сами до такого не додумались!

Представьте себе, например, заводской цех с оборудованием, который… плывет по реке. А затем двигается и по суше!

Но начнем издалека, следуя рассказу самого юбиляра:

— Можно сказать, что я судостроитель до мозга костей. Закончил Севастопольский судостроительный техникум в 1947 году, и работать меня послали на Балтику — строить военные корабли в Калининграде (тогда его еще по привычке Кенигсбергом называли). Через двенадцать лет окончил Ленинградский, кораблестроительный институт. Для меня Ленинград -это самый любимый город. После института мне предложили поехать в Тюмень. Открывалось новое производство на небольшом судостроительном заводе. И в итоге в судостроении проработал 22 года, в них вошли еще полтора года работы за границей — в Шанхае.

Нефтегазовое строительство вовсю разворачивалось, и я пришел во вновь созданный исследовательский институт СибНИПИгазстрой (бывший филиал московского института ВНИ-ИСТ). Первое время находился в творческих муках. В том смысле, что судостроение я знал неплохо, нефтяное и газовое дело — не знал. Главной задачей института было блочно-комплектное строительство на Севере. Обложился учебниками и стал тщательно все изучать дома — на работе не успевал.

Строительство проводили мелкими блок-боксами железнодорожного габарита. Крупное оборудование для электростанций, котельных, газовых и нефтяных промыслов в таких блоках не помещалось. Тогда стали приходить идеи, как перевезти на Север крупные автоматизированные комплексы.

Легко спроектировать плавучие сооружения — речная сеть в Тюмени развита хорошо. Да вся беда в том, как доставить установки комплексной подготовки газа (УКПГ) с уже смонтированным оборудованием на промыслы за несколько десятков и сотен километров от судоходных путей.

Произведя расчеты конструкций и разработав метод доставки, в патенте на разработку назвали свои сооружения «блок-понтонами». Мы сделали блоки плавучими. Но суть изобретения в том, что можно было таскать блоки волоком по снегу (коэффициент трения-скольжения невелик): поздней осенью блок-понтоны выгружались на берег, и, когда земля покрывалась снегом, их тащили по зимнику.

Многие скептически относились: что, мол, допотопные методы, внедрять. Но прошло несколько десятков лет, а лучше «волока» никто ничего не предложил. Воздушная подушка для очень тяжелых блоков оказалась непригодна — все равно приходилось через полкилометра блоки сбрасывать и тащить волоком. Мощная трейлерная техника (на Аляску блоки с моря, с барж, вывозились к месту на колесах) тоже бы не оправдала себя у нас из-за отсутствия специальных дорог.

Большие объекты строились, бывало, и из 15 блок-понтонов. Затаскивали их на фундамент, стыковали бортами, убирали временные стенки, и получался цех на 200 метров, в котором всё оборудование смонтировано. Не требовалось ни огромных поселков, ни большого количества рабочих-северян.

Но бывали безобразия… У нас ведь как: все быстрее, быстрее и с наименьшими затратами техники. Доставляли тяжелые конструкции УКПГ за два месяца до срока на промысел — хотя они без надобности там все это время стояли (вспоминаю одного конструктора, написавшего на; кульмане: «Срочной работы не бывает- срочную работу выдумали нетерпеливые люди»), -из-за спешки использовали мало тракторов. По идее, несколько тракторов должны плавно сдвинуть блок-понтон и плавно волоком тащить. В зависимости от веса блок-понтона используют от двух до шести мощных тракторов. А при недостаточном количестве, при встречных помехах (кочки, неровности) тракторы с разгона дергают и разбивают подцепленный блок-понтон. На это противники метода тогда и указывали. Тем не менее Ямбург построили.

После перестройки из-за нехватки средств строительство блок-понтонов прекратилось.

Однако сторонники этого метода до сих пор есть. Вот Шаповалов Игорь Александрович, сейчас он именитый строитель, пытался мне помочь-и убедить заказчиков, что строительство на северных промыслах блок-понтонами выгодно, но пока все отказывались. А тут вдруг поступил заказ нашему институту (НИПИКБС) для Мыльджинского газового месторождения. Томичи из «Томскгаза» заказали нам блок-понтоны. Потребовалось строительство новых промысловых городков. Надеюсь, что заказчики на блок-понтоны появятся еще.

***
фото: Сергей Стрекопытов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта