Что сказал Чубайс
Чубайс, как это ни странно звучит, необычайно популярен. Eго цитируют и комментируют политики и журналисты. Eго имя склоняют на всех митингах протеста. Eго считают главным виновником всех экономических трудностей, которые испытывала, испытывает невозможно, будет испытывать Россия.
В этой ситуации нам показалось важным предоставить читателю возможность познакомиться с тем, что говорит сам Анатолий Чубайс. Запись была сделана в минувший вторник на заседании совета ассоциации «Сибирское соглашение» в Красноярске.
…Наверное, будет правильно, если прежде, чем перейти собственно к бюджету 1998 года, я бы поделился с вами правительственным пониманием того, в какой стадии наша российская экономика, что является самыми тяжелыми проблемами и что мы намерены делать?
Не открою Америки для присутствующих, если скажу: нынешнее положение вещей мы оцениваем как крайне тяжелое. К самым острым проблемам следует отнести задолженность по пенсиям (12,5 трлн руб), задолженность по зарплате бюджетников (свыше 13 трлн), по выплате детских пособий (более 8 трлн). Не менее остро складывается ситуация по задолженности предприятий-получателей местного бюджета жилищно-коммунальному хозяйству (свыше 14 трлн). Проблема неплатежей в народном хозяйстве только по заработной плате на 1 апреля привела к общей задержке, превышающей 50 трлн рублей. Мне приходилось докладывать членам Совета Федерации, что коренная причина тяжелейших задолженностей, с которых мы начали сегодняшний разговор, — провал бюджета 1997 года.
В 1 квартале бюджет Т997 года был выполнен по доходам на 57%, что не только означает тяжелейшие последствия по всем видам задолженностей, но и реально предопределило серьезнейшую задержку по финансированию северного завоза, по государственной поддержке весеннего сева в этом году, почти полностью приостановило финансирование бюджета развития.
Правительство, министерство финансов было вынуждено все имеющиеся реальные ресурсы сконцентрировать на выплате заработной платы и на главных графиках, которые сегодня являются ключевой формой финансирования народного хозяйства.
Это график по денежному довольствию военнослужащих, который контролируется жестко и тем не менее постоянно находится на грани срыва. График по финансированию пенсий, который до сегодняшнего дня министерство финансов выполняло в полном объеме. Не менее важные для нас графики по науке и научному обслуживанию, по образованию и по углю.
Совершенно очевидно, что при исполнении бюджета в пределах 50% реально исполнять функции, которые берет на себя государство, невозможно, Здесь нужны не только долгосрочные программы, не только крупномасштабные преобразования, нужны немедленные, срочные, если хотите, чрезвычайные меры.
Это решение правительство приняло. Суть позиции, которую мы защищаем и будем защищать перед Государственной Думой и перед Советом Федерации, состоит из двух базовых предложений.
Первое — назвать вещи своими именами. Т.е. сказать правду о реальном положении дел с бюджетом, Осуществить секвестр федерального бюджета в строгом соответствии с Законом о бюджете, который предписывает правительству в случае, если бюджет в первом квартале исполнен менее, чем на 90%, представить в парламент предложения по его секвестированию.
Поскольку совершенно ясно, что никаких волшебных источников не существует, правительство обязано сказать и регионам, и ведомствам, и предприятиям — каковы же реальные цифры, на которые действительно все могут рассчитывать до конца 1997 года, которые можно закладывать во все свои расчеты, исходя . из которых можно заключать контракты, договоры…
Это чрезвычайное предложение было внесено министерством финансов и полторы недели назад поддержано на заседании правительства, В настоящее время внесено для официального рассмотрения в Государственную Думу.
Одним только секвестром мы не можем ограничиться, даже по чрезвычайным шагам. Поэтому правительство разрабатывает то, что мы называем для себя чрезвычайной программой изыскания дополнительных бюджетных доходов. Повторю еще раз: речь идет о срочных немедленных мерах, чтобы ослабить остроту проблемы задолженности по пенсиям, по заработной плате, чтобы решить задачу, которую президент поставил перед правительством: к 1 июля 1997 года в полном объеме рассчитаться по пенсиям.
Такая программа доходов находится в завершающей стадии разработки. Цифра, которая называлась на заседании Совета Федерации, — объем чрезвычайных дополнительных доходов в 30 трлн рублей, — сегодня может быть подтверждена. Мы убеждены, что сумеем найти источники и сумеем решить или по крайней мере сгладить хотя бы самые острые из тех проблем, которые продиктованы нынешним бюджетным кризисом.
Параллельно с разработкой и внесением в Государственную Думу предложений по секвестру бюджета, параллельно с разработкой программы по чрезвычайным дополнительным доходам правительство приступило к разработке серьезных крупных шагов по оздоровлению экономики в целом, ориентированных на 1998 год.
Мы прежде всего определились в самой главной задаче, в самой главной цели, которой мы должны достичь в 1998 году.
На что следует ориентироваться, вырабатывая новые меры по экономике, по финансам, по бюджету на 1998 год? В нашем понимании самая главная, самая ключевая, самая важная задача 1998 года, которой мы не могли поставить раньше и обеспечить решение, — это задача роста производства в России. На базе этой задачи и должны решаться все проблемы бюджетных сложностей, все проблемы развязки неплатежей, все проблемы подъема уровня жизни населения.
Как, какими способами правительство намерено решить задачу подъема производства?
Eсть три кита, три блока решения, которые мы готовим. Часть из них уже проработана, часть — в стадии проработки.
Первое, может быть, самое сложное, это существенное ослабление налогового пресса на отечественного товаропроизводителя. Именно для решения этой задачи правительство в течение последних полутора месяцев пошло на существенные доработки налогового кодекса. В рамках этих доработок мы приняли решение об общем снижении налоговой нагрузки на товаропроизводителя на 72 трлн рублей. Это серьезная цифра, и само по себе решение было для нас непростым, Тем не менее мы считаем, что оно назрело, оно абсолютно необходимо ради того, чтобы развязать руки предприятиям, прежде всего предприятиям материального производства.
Обсуждая сегодня налоговый кодекс, обсуждая и то, что в нем является спорным, я бы просил вас не забывать о главной цели, ради которой мы пошли на существенную доработку этого документа. Вместе с тем многие из мер, вызывающих бурные дискуссии в настоящее время, работают на ту же самую задачу — задачу снижения налоговой нагрузки. Я говорю о реформе жилищно-коммунального хозяйства.
Реформа — не самоцель. Одна из главных задач — снять гигантскую нагрузку, которую несет консолидированный бюджет, которую несут бюджеты субъектов Российской Федерации, еще в большей степени — местные бюджеты. Объем этой нагрузки по прошлому году равен 118 триллионам рублей. 118 триллионов Россия потратила на дотации жилищно-коммунальному хозяйству. Объем расходов на оборону в стране в полтора раза меньше. И это при том, что неэффективность, нерентабельность, сверхнизкая производительность труда в этой сфере абсолютно очевидны для всех. Мы не можем позволить себе продолжать пытаться улучшать ситуацию с этой гигантской гирей на ногах.
То, что предлагает правительство, — давно назревшая мера. Она сегодня реально осуществляется в десятках регионов страны. Где-то более успешно, где-то менее активно. Итог заседания правительства по этому вопросу, которое счел нужным провести лично Борис Николаевич, состоит в том, что сегодня это — важнейший приоритет государственной политики России.
Такова первая базовая задача, которую мы запустили с этого года, — снижение налоговой нагрузки на предприятия.
Второе принципиальное направление, без чего невозможно обеспечить подъем производства в 1998 году, — резко, заметно, ощутимо снизить затраты, которые сегодня несет каждое отечественное предприятие по всем видам тарифов. И прежде всего по трем тарифам, наиболее болезненно ударяющим сегодня почти по любому отечественному предприятию: тарифы на электроэнергию, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, тарифы на газ.
Три сферы естественных монополий стали предметом серьезнейшего внимания со стороны правительства. Именно здесь заложены громадные возможности для облегчения повседневной жизни предприятий материального производства. Мы убеждены в том, что только на базе установления реального государственного контроля за естественными монополистами, который попросту был утерян, мы решим задачу снижения тарифов, обеспечения прозрачности затрат и контроля за затратами, мы решим задачу реструктуризации в этих отраслях. И тем самым решим целевую задачу 1998 года — снижение по всем видам тарифов.
Ситуация здесь различна. Где-то мы продвинулись дальше, где-то мы продвинулись меньше. В ближайшие дни на заседании правительства (впервые за шесть лет!) будет докладывать Газпром о том, как он представляет свою жизнь, свое будущее. Правительство вынесет свою оценку планам Газпрома. Eсть серьезные замыслы у министерства путей сообщения и у нового министра. Это второй крупный блок, с помощью которого мы намерены снизить тарифы для промышленных предприятий.
Третий блок — Это разрушение стены между банковско-финансовым сектором и реальным производством, Внутри банковско-финансового сектора обращаются гигантские объемы ресурсов, измеряемые не десятками, а сотнями триллионов рублей, а внутри материального производства счет идет на миллиарды, а то и на миллионы рублей. Эту ситуацию мы обязаны преодолеть, и мы понимаем, как именно это сделаем. Эта задача ставится на 1998 год. Главное, что надо сделать — называйте это индексацией оборотных средств, называйте это другими словами — суть дела состоит в том, что обыкновенное российское предприятие в состоянии будет получить под реальный процент кредит в обыкновенном российском коммерческом банке.
Речь идет о конкретных шагах по снижению цены кредита в коммерческих банках. О последовательном снижении рентабельности, снижении выгодности операций на финансовых рынках, снижении рентабельности, доходности на рынке ГКО. Процент последовательно снижается. В 1995 году мы говорили о 150-200%, в 1996 — о 50%, сегодня реальные ставки 30-35%. Наша задача в 1998 году довести ставки по свободным кредитам в коммерческих банках до 12-15 процентов годовых.
Вот три блока мер, которые мы начали реализовывать ради решения главной задачи — обеспечения условий финансово-экономической среды для каждого российского предприятия, которые могут вывести нас в будущем году на реальное экономическое развитие.
Могу заметить, что реорганизованное российское правительство постаралось по каждому из трех направлений продвинуться. Доработали Налоговый кодекс, внесли его в Государственную Думу, проработали реформу жилищно-коммунального хозяйства, получили одобрение президентским указом, на заседании правительства принципиально решили вопросы стратегии проведения реформы, на днях будет решен вопрос о принципах реорганизации и реструктуризации газовой отрасли, в ближайшее время будем решать вопрос о реструктуризации министерства путей сообщения, проработали концепцию бюджета 1998 года, в котором предусмотрено существенное снижение дефицита до 2 процентов.
Вместе с тем, решая задачи подъема материального производства, мы не можем себе позволить забыть о существующем положении вещей, о наименее обеспеченной части населения. Мы не можем позволить себе отложить куда-то на будущее реформирование социальной сферы.
Мы считаем, что положение вещей в сфере социальной поддержки неприемлемо. Парадокс состоит в том, что по объему установленных сегодня льгот всех видов Россия находится впереди планеты всей. Общий объем льгот, установленных действующим законодательством, превышает 300 триллионов рублей. Это фантастические цифры, которые никогда не выплачивались и близко несопоставимы с тем, что на самом деле государство выплачивает.
Объемы затрат гигантские, осуществить их государство не в состоянии, а назвать вещи своими именами мы боимся. Каждый год обсуждая, что делать с Законом о ветеранах, мы продолжаем каждый год выплачивать совершенно невероятные льготы не только самим льготникам, что в общем-то понятно, но и членам их семей, что уже совершенно непонятно. Мы продолжаем выплачивать льготы вне всякой зависимости от реального уровня жизни, от душевого дохода в семье.
Eсли мы, реализовав все, о чем говорилось, сумеем существенно увеличить объемы расходов на социальную сферу, мы убедимся, что все эти расходы уходят, как сквозь пальцы, в сотни видов льгот, существующих сегодня. Да, я прекрасно понимаю, что пострадавшие при катастрофе в Чернобыле должны получать государственное пособие. Но я не понимаю, почему в городском транспорте сотрудник уважаемого мною органа — государственной налоговой полиции — должен ездить бесплатно. Да, я понимаю, что ветерану войны мы обязаны снизить расходы на жилье. Но я не понимаю, почему мы должны снижать расходы на жилье всем членам семьи ветерана. Таких вопросов десятки. Без ясного ответа на них мы никогда не обеспечим защиту наименее защищенных категорий населения.
В этой сфере мы намерены предпринять два крупномасштабных шага.
Первое. Отказ от льгот, которые правительство, местные власти не в состоянии выплатить. Вы понимаете, что для этого отказа потребуется решение самого высокого уровня.
Второе. Пересмотр всей системы социальной поддержки применительно не к категориям, а к уровню жизни. Без этого не улучшить жизнь, не решить социальных проблем. Разработка этого плана близка к завершению.
Сибинформбюро