Север в произведениях Альфии Мухаметовой
Вторая персональная выставка работ Альфии Мухаметовой открыта в музее изобразительных искусств. Первую автор привозила в наш город в 1992 году.
Художница из Мегиона представила для показа живописные произведения, графику, декоративно-прикладное искусство. Небольшая, но достаточно полная экспозиция позволяет увидеть, что и как изменилось в ее авторском методе, какие новые техники и приемы появились, осталась ли она верна своей прежней теме. Тем более что наряду с созданными за последние два года произведениями представлены несколько полотен, написанных в 1990 году. Это «Медвежий праздник», «Священное дерево» — холсты, отличающиеся экспрессивной, динамичной живописью. В них сдержанный, почти суровый колорит, так что возникает ощущение напряженности и драматизма. Север в этих работах предстает неприступным, нетерпящим неуважительного к себе отношения. Героям ранних портретов, выполненных А.Мухаметовой, присущи внутреннее достоинство и величественная простота. Бабушка Утчани, рыбак Аули наделены добротой и мудростью. Эти качества непременно видит художница в изображаемых ею людях.
В живописных произведениях последнего времени цвет становится интенсивнее, обильнее. Пишет ли автор шамана с бубном или теплое короткое лето в тундре, ее композиции выглядят более зрелищными. По цветовой насыщенности они близки к узорчатым декоративным панно («Тундра поет»). Эта же тенденция наблюдается в живописи на шелке (батике). Обилие образов, чрезмерное увлечение цветом делают эти вещи несколько перегруженными. В них исчезает та глубина, которая неизменно присутствует в работах А. Мухаметовой, написанных в одной гамме. «Сон» — по цветному фону нанесено изображение в тех же тонах, Тонкие сочетания близких оттенков — и у зрителя возникает поэтическое созерцательное настроение.
В батике «Орнамент» изображение строится по принципу сплошного узора, но каждый элемент отчетливо читается: выразительные профильные силуэты оленей, бегущих зверьков, фигурка шамана, стоящие на фоне закатного неба идолы. Человек, животное, птица объединены в этом мире, и каждый занимает свое, только ему предназначенное место. «Сказ бересты» — изображение напоминает традиционный хантыйский орнамент на туесах, коробках для утвари. В рисунке узора неожиданно возникают фигуры охотника, зверя, рыбака в лодке, появляются очертания чума, деревьев. Условное и реальное гармонично сочетаются в этих произведениях художницы и создают выразительный и всеобъемлющий образ Севера, где природа и люди сосуществуют в неразрывном единстве. В этой суровой и неприкрашенной красоте чувствуется что- то подлинное, истинное.
В декоративных коллажах автор использует грубые веревки, камешки, птичьи перышки, кусочки меха. Она так умеет почувствовать качества и свойства материала, что в этих произведениях любая деталь кажется незаменимой.
В экспозиции представлены также не менее интересные графические работы Альфии Мухаметовой. Уверенная, точная линия, чуткий штрих, контраст черного и белого передают огромный затаенный мир заснеженных просторов. На фоне этих обширных пространств возникает маленькая фигурка человека, чувствующего не одиночество и затерянность, а гордость и причастность к этим бесконечным далям. В цветных монотипиях автор умеет добиться своеобразного эффекта, когда наплывы и нечеткие силуэты довершаются затем с помощью кисти. И мы видим дымок, струящийся через отверстия чума, оленей, словно растворяющихся в слабом сумеречном свете. Зыбкий утренний туман раннего лета, мерцание северного сияния — любое состояние природы может А. Мухаметова воспроизвести в своих монотипиях.
Свидетельством того, что она является признанным графиком, стало ее долгое сотрудничество с журналом «Югра». Кроме того, А. Мухаметова оформила первый выпуск литературно-художественного альманаха «Эринтур. Поющее озеро», выполнила иллюстрации к сборнику стихотворений Юрия Бэллы «Белые крики».
Сколь многогранно и разнообразно творчество мегионской художницы Альфии Мухаметовой, вы можете убедиться сами, посетив залы музея искусств.
***
фото: Альфия Мухаметова;«Орнамент»