Блуждающий щёкур, или Поговорим о воспитании чувств
Не о любви разговор. О другом.
Начнем с житейской истории, что случилась со мною в субботу во время, как говорят теперь, шопинга. Не подумайте плохого: по субботам я стараюсь прикупить продуктов на неделю. К сожалению, в будни мне это не удается, магазины рано закрываются.
Так вот, в ходе очередной субботней закупки в витрине магазина «Юбилейный» я прочитал следующее: «Щёкур. Ростовская область».
Согласитесь, неожиданное словосочетание. Где Ростов, стоящий на Тихом Доне? Где Обская губа, в которой зимует белая рыба чир, местное название — «щёкур»? Где соры Нижней Оби, в которых нежнейший щёкур, двоюродный брат муксуна, нагуливает жирок?
Словом, я хлопаю глазами, а потом спрашиваю: почему наш щёкур сменил прописку?
«А я не знаю», — спокойно и даже где-то гордо отвечает молоденькая продавщица. А я, поскольку знаю, то сразу пытаюсь указать ей на несуразицу, чтоб, мол, не вводили во искушение грамотных людей, которые не только на ценник смотрят, но и сертификатами и иными характеристиками продовольственного товара интересуются. Однако продавщица квалификацию повышать не стремится, а пытается ехидно срезать меня вполне традиционной репликой: мол, много вы знаете!
Была суббота. Никакого начальства, чтобы выяснить судьбу не знающего географии щёкура, в магазине не оказалось. Я побрел восвояси. Думаю уже не о щёкуре, а о продавщице, которая настолько не выносит покупателей, что самый простой вопрос поднимает из глубин ее души такие чувства, что лучше бы их не обнаруживать.
Но вот что интересно. В последнее время руководители различных фирм, озадаченные необходимостью борьбы с конкурентами, стали бороться за «марку фирмы». Правда, довольно своеобразно.
Приходит, к примеру, виновник газетной публикации в редакцию и говорит что-то вроде: дайте мне справку, что вы неправильно написали. А то меня уволят…
Человека, конечно, жалко. Тем более что он и не особенно спорит. Факт имел место. Но, говорит, дайте справку, а то… При этом я верю, что «а то!» практически неизбежно. Новые хозяева торговой точки или предприятия той или иной сферы обслуживания действительно ни перед чем не остановятся, чтобы доброе имя сберечь. И всегда готовы отрубить голову стрелочнику. Но мне и доброе имя газеты небезразлично…
Вот и в «рыбном» случае -боюсь, прочитает хозяин «Юбилейного» о том, как грубо продавщица разговаривает и скажет: иди, мол…
Конечно, гильотина — лучшее средство против перхоти. Конечно, рынок труда большой. Зачем отягощать себя хлопотами по воспитанию кадров?
Кстати, в энциклопедическом словаре про щёкура-чира так прямо и сказано, что водится он в реках и бассейнах Северного Ледовитого океана. Вот и известный демократ и еще более известный ихтиолог Александр Речкалов это подтвердил. Значит, Ростов отпадает. Откуда же ты взялся, блуждающий щёкур, на нашу с продавщицей голову?