Джаз не бывает ортопедическим
История «Крунинг-джаза» начиналась с обыкновенной авантюры. Об этом мало кто знает сегодня, когда «Крунинг-джазу» исполнилось всего десять лет. Что же будет через сто лет?.. Надо успеть записать эту историю, чтобы было что рассказывать внукам.
Период творческого созревания
Десятилетняя история «Крунинг-джаза» имеет небольшую предысторию, которая содержит отрывочные сведения о некоем трио, в составе которого Новокаускас играл джаз до 1986 года. По некоторым, непроверенным, данным, в том году Новокаускас познакомился с Всеволодом Бессарабом, известным тюменским подвижником джаза. Через некоторое время Бессараб получил приглашение в столицу на юбилей джазовой студии «Москворечье» и начал собирать команду, в которую (видимо, случайно) попал и Новокаускас.
Виктор Леонидович, вспоминая об этой поездке, употребил слово «авантюра». «Порепетировали два месяца и поехали, -рассказывает Новокаускас с улыбкой. — Как ни странно, нас хорошо приняли. Видимо, участникам фестиваля в диковинку было, что мы из Тюмени. Что в Тюмени какой-то джаз может быть. А вообще-то мероприятие очень солидное было».
Вернулись окрыленные, решили продолжить репетиции. Отсюда и ведет свое летосчисление ныне страшно популярный «Крунинг-джаз».
Репетиции шли в ДК «Строитель», затем в «Нефтянике». В 1988 году возникла идея открыть джаз-кафе в зеркальном зале «Геолога» (идея приписывается режиссеру ДК Тамаре Терзиевой). В тот момент истории Новокаускас и стал руководителем ансамбля (а до того управление осуществлялось коллегиально). Как он говорит, его попросили ребята. Во-первых, он был единственным профессиональным музыкантом в том составе, во-вторых, он работал в «Геологе», а значит, был знаком с: местной кухней.
В том же 1988 году «Крунинг-джаз» поехал на республиканский джазовый фестиваль в Кустанай, где занял все возможные места. «Два дня блистали», -добавил Новокаускас, опять улыбнулся и сделал большие глаза, чтобы до меня получше дошел комизм ситуации: мол, откуда взяться блеску, если нет мастерства? А откуда взяться мастерству, если нет сыгранности? А откуда, в свою очередь, взяться сыгранности, если за какой-то год в ансамбле наполовину сменился состав (ну, стечение обстоятельств)?
Между прочим (наверное, об этом мало кто знает), в том составе «Крунинг-джаза» на тромбоне играл Александр Молоков (ныне руководитель «Александр-бэнда» — джаз-оркестра областного УВД), а на ударных — Виктор Самсонов(он и сейчас «стучит» в «Ваталинке»), Надо записать и этот факт для потомков.
В общем, по счастливому стечению обстоятельств в Куста-наезасветилисьхорошо, и вскоре получили приглашение в Ригу — на международный джазовый фестиваль. И опять (почему-то) выступили неплохо: стали дипломантами. Затем были фестивали в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Витебске, Новосибирске, Красноярске — и все международного уровня.
(Это золотое время вспоминается с некоторой грустной ноткой. Тогда еще в стране были деньги на джазовые фестивали…).
Последняя гастроль «Крунинг-джаза» была в 1992 году: ездили в Польшу. С тех пор Новокаускас коллекционирует обещания. «Ждите факса» — так называется его коллекция.
Вернемся в 1988 год. «Крунинг-джаз» отправился в круиз по Оби на теплоходе «Римский-Корсаков». Вместе с другими коллективами ДК «Геолог» давали бесчисленные концерты в северных городах и поселках. «Так мы отрабатывали свою поездку на фестиваль», говорит Новокаускас и опять жизнерадостно улыбается, Вообще Виктор Леонидович чрезвычайно жизнерадостный человек.
И между прочим, он в «Крунинг-джазе» не один такой. По некоторым (его собственные) оценкам, в нынешнем составе ансамбля собрались исключительно оптимисты. Это и помогло коллективу в трудный час.
Трудная година
«Крунинг-джаз» не играет в кабаках, — прежде заявлял Виктор Новокаускас. Когда настал трудный час, убеждения пришлось пересмотреть.
Было это в 1993 году. Джаз-кафе приказало долго жить(хулиганы замучили). Скрепя сердце «Крунинг-джаз» заиграл в казино (не в рулетку, конечно, а как обычно — джаз). С казино тоже пришлось расстаться. Собственный джаз-балет, которым крунинги так гордились(«не какая-нибудь подтанцовочка»), распался по семейным обстоятельствам. В родительском доме — «Геологе» — тоже дела шли не очень.
Был Даже период, когда целых два месяца музыканты сидели вообще без работы. Тогда (случайно, на улице) мы повстречались с Вячеславом Вруб-левским. Он рассказал, что крунинги давали концерт в пожарной части к женскому дню 8 Марта. Рассказывая об этом событии, он совершенно не производил впечатление оптимиста. Eстественно, в газете появилась заметка о тяжелых временах прекрасного ансамбля. После этой заметки Новокаускаса остановил на улице один известный в мире тюменской музыки человек и хотел дать 500 рублей. Новокаускас не взял.
Жуйте в такт
Но все проходит, и плохое тоже. «Крунинг-джаз» получил работу (а значит, и возможность репетировать, и слушателя) в ресторане открывшегося кволити-отеля. Программа ансамбля стала очевидно обновляться, подстраиваясь под вкусы обеденного зала. Правда, Новокаускас убедил меня (а еще раньше он убедил себя), что это «Крунинг-джаз» воспитал себе публику. И теперь в ресторан люди приходят не только поесть, но и послушать музыку. Доказательство — аплодисменты, которые дарят посетители ресторана после понравившейся композиции. Уходя, благодарят. Такова практика и зарубежных джазистов. «Жующая публика — нормальное явление», — сказал Новокаускас.
В общем, по мнению Новокаускаса, «Крунинг-джаз» превратился не в кабацкий, но в салонный ансамбль. «Мы никогда не шли на компромисс, а потому сохранили себя», — сказал он по этому поводу. В том смысле, что «Крунинг-джаз» никогда не уступал просьбам слушателей сыграть что-нибудь вне программы (попсу какую-нибудь или, прости господи, «Мурку»), Даже за деньги. «Eсли нам вещь не нравится — мы просто не сможем ее сыграть».
Конечно, в программу включаются и неджазовые произведения. Правда, они подвергаются обработке. Главное условие в выборе вещи, сказал мне руководитель ансамбля в интервью пять лет назад, «чтобы нам нравилось». Оно осталось главным и сегодня.
Оказывается, десять лет — критический возраст для музыкального коллектива. С этой теорией познакомил меня Новокаускас. Eсли коллектив прожил десять лет — он будет жить, возможно, вечно. Вдруг разыгралось воображение, и мы с Новокаускасом попытались представить, как он в столетнем возрасте будет играть джаз. И кроме негнущихся пальцев и ортопедических ботинок ничего существенного придумать не смогли. Потому что джаз — всегда джаз. Даже через сто лет.
***
фото: