Скрестить ежа и ужа мечтает генерал Воробьев
«Публичная порка генералов не повышает авторитета президента» — так охарактеризовал депутат Государственной Думы Эдуард Воробьев выступление Бориса Eльцина на заседании Совета обороны. Президент, как известно, снял с постов министра обороны Игоря Родионова и начальника Генштаба Виктора Самсонова.
Пресс-конференция председателя комиссии ДВР по военным вопросам прошла в Тюмени во вторник.
— Продуманной концепции военной реформы у нас нет. Бывшее военное руководство не понимало, что реформа — не чья-то прихоть, а объективная необходимость, даже если сейчас она финансируется недостаточно. Проводить реформу должен государственный орган, созданный президентом и наделенный властными полномочиями.
Хотя в оценке положения вооруженных сил в нашей стране Эдуард Воробьев согласен с Игорем Родионовым: армия разваливается. И привел пример: в настоящее время Главная военная прокуратура расследует около 100 уголовных дел в отношении офицеров в звании полковник и более 20 генеральских дел. Особое беспокойство вызывает всплеск должностных правонарушений. Общий ущерб, нанесенный федеральной собственности в 1995-96 годах военнослужащими, составил 656,7 миллиарда рублей.
Установление гражданского контроля над военной сферой -один из основных принципов реформы.
«Все ли генералы «жиреют», как утверждает президент?». Этот вопрос был задан на пресс-конференции одним из первых.
«Eсть добрые и честные генералы, которые живут жизнью и бедами подчиненного состава». А для поднятия авторитета необходима всеобщая переаттестация офицерского состава, инвентаризация вооруженных сил.
Следующий вопрос — об истоках «дедовщины». Ухудшение общего состояния общества перенеслось и на армию, отвечает Воробьев. По его мнению, к концу 70-х годов «дедовщина» распространилась на большинство воинских частей. Причина кроется прежде всего в замалчивании проблемы. Eсли бы о неуставных отношениях заговорили разом и в средствах массовой информации, и в высших эшелонах власти, искать пути выхода было бы легче.
Как депутат Государственной Думы Эдуард Воробьев отвечал на вопросы и о законе об альтернативной службе. В 1994 году Дума приняла этот закон в первом чтении, но, по мнению Воробьева, рубеж второго чтения документ не пройдет. — Я хотел объединить ежа и ужа — найти компромисс в спорных вопросах. Мне это не удалось. Большинство депутатов настояло на ужесточенном подходе к альтернативной службе. Я уверен, служить альтернативники должны только в гражданских учреждениях и по территориальному принципу — в своих регионах, без лишних расходов на дорогу и проживание. Меня в этом не поддерживают. Закон ни в коем случае не должен оставлять лазеек для уклонения от воинской службы и в то же время должен быть лояльным. Ведь альтернативная служба — не унижение и не наказание.
В свое время генерал Воробьев отказался возглавить операцию в Чечне «ввиду ее полной неподготовленности». И вышел в отставку, а затем занялся политической деятельностью.
— По моему глубокому убеждению, вооруженные силы не должны применяться в родном отечестве.
«Как и большинство россиян», генерал Воробьев не воспринимает продвижения НАТО на восток. Но он против конфронтации, считает этот путь ошибочным, потому что он приведет к тому, что НАТО перестанет учитывать интересы нашего государства.
При этом генерал Воробьев белой завистью завидует американским военным: в США существует профессиональный институт младших командиров -сержантского состава. И нашу армию надо сокращать, надо стремиться к армии профессиональной. Но не рубить с плеча.
***
фото: