Следует шить, а также лепить, клеить, лить и жить
У заместителя директора по производству Галины Жаровой тихий голос и очки с толстыми стеклами. Она работает в учебно-производственном предприятии «Сибирь» Тюменского отделения общества слепых и сейчас водит нас по цехам.
В первом с помощью самодельных станочков клеят полиэтиленовые пакеты. Одна работница клеит, а другая расправляет их изнутри, чтобы легко раскрывались. В соседнем цехе льют глухую мебельную гайку. Это работа для тех, у кого вторая группа инвалидности. А еще — штепсельные вилки (те самые, что втыкаются в розетку). Но за «вилочным» станком сидит зрячая женщина — слишком сложные операции.
Без зрячих не обойтись и в картонажном цехе. Они размеряют, размечают картон, из которого потом делают коробки. Мне было немножко страшно смотреть, как рабочий не глядя подсовывал картонки под автоматический резак. Но оказалось, травмы на предприятии случаются редко и не сильно серьезные.
Eще один цех — здесь стоят прессы. Производство мебельного уголка на них пока только осваиваетоя. Новым специальностям здесь учатся долго — как правило, по полгода.
Конвейер, на котором выпускается сопротивление для легковых автомобилей, стоит, потому что нет изоляции. В швейном цехе пусто по друг ой причине: все в отгулах. В праздники шили матрасы’для пионерлагеря на Севере, нужно было успеть к началу смены. В этом цехе шьют одеяла, постельное белье, собираются освоить телогрейки. Рукавицами, произведенными в этом цехе, недавно рассчитались с АП «Тюменская горэлектросеть». Eсть еще один швейный цех, там работают зрячие портнихи. Обшивают на заказ окрестных жителей.
Зрячих на предприятии — чуть меньше половины, они работают еще в ремонтном цехе, обслуживают станки и делают их. Инвалидам по зрению доступны только отдельные операции. Поэтому кооперация — одно из ключевых слов этого производства. Раньше кооперировались с различными тюменскими заводами. Но старые партнеры — химфармзавод, завод медобо- рудования, электромеханический, аккумуляторный — ушли один за другим, когда у них стало недоставать работы для собственных рабочих.
Остался завод АТЭ, по его заказу делается сорок два процента продукции. Появились новые друзья — «Тюменьмебель» и «Заречье». Партнерами «Сибирь» очень дорожит. Согласны на любой заказ, на самую мелкую партию. Нужно сто коробок для пиццы — сделают сто. Нужна маленькая партия бланков — отпечатают.
Трепетное отношение кзаказ- чикам имеет, правда, неприятную сторону — многие из них задерживают оплату. В результате — задержка зарплаты на полтора месяца, а сама зарплата в швейных и литейном цехах — шестьсот тысяч, в других поменьше. Все зависит от объема работы. А ее не хватает. Количество работающих с девяносто первого года сократилось вдвое, а объем производства — в одиннадцать раз.
Тем не менее в прошлом году было выпущено продукции на 2,3 млрд. рублей, а в этом планируется выпустить на 3,4 млрд. и получить 300 миллионов рублей прибыли.
На смену кооперации приходит собственное производство. Здесь уже выпускаются трехсекционные удлинители, предметы ритуала и другие хозяйственные мелочи. Оборудуются магазины, где можно будетпро- давать свою продукцию и ту, которой расплачиваются заказчики (что делать, бартерный сезон в разгаре).
Изучив опыт томского предприятия общества слепых, в «Сибири» решили освоить производство пельменей. Для начала предполагается поставлять пельмени в собесы, для стариков, которым трудно готовить. Потом можно будет потихоньку вытеснять конкурентов с тюменского пельменного рынка — ручная лепка все-таки. По расчетам директора, для того чтобы запустить пельменный цех, нужно четыреста миллионов рублей. Когда производство развернется, на предприятие смогут вернуться старые работники.
Тюменские птицефабрики готовы покупать коробки для яиц, упаковку для мяса, птицы. Но для этого нужно новое оборудование. В администрации области одобрили бизнес-план, решили выделить 1,8 млрд. рублей. Но пока получение денег откладывается — бюджетные трудности.
Заместитель директора по социальным вопросам просила напомнить Степану Киричуку о его старом — еще с предвыборной кампании — обещании помочь работникам предприятия поменять электроплиты. Хотя, впрочем, мэру напоминали — переписка идет, распоряжения даются. Уже полтора года,
С областной администрацией отношения пока развиваются более успешно — обновили автопарк. Но на пельмени надежды все-таки больше, чем на власти.
НА СНИМКАХ: Вячеслав Шоров льет «глухую гайку»; заведующая Любовь Пшенко хвалит своих дружных и аккуратных «девчонок».
ФОТО ВЛАДИМИРА ТУРБИНА
***
фото: