Генрих Бёлль — в Тюмени
В зале немецкой литературы областной научной библиотеки открылась и работает выставка, посвященная Генриху Бёллю.
Выставка подготовлена городской библиотекой и обществом Генриха Бёлля в Кельне при поддержке европейского парламента. Выставка, предоставленная московским культурным центром имени Гете, пробудет у нас до середины июня, потом «поедет» в Новосибирск.
Нет необходимости представлять нашему читателю Нобелевского лауреата Генриха Бёлля как писателя. Он, чьи произведения были для нашего читателя одним из самых незамутненных окон в Eвропу, достаточно известен, особенно старшему поколению.
Бёлль, как никто другой, способствовал сближению бывших врагов. Справедливо заслужив почетное звание «Совесть нации», он был критичен не только по отношению к своему правительству, но и к своему народу.
Не подражая ни Достоевскому, ни Толстому, он считал их своими учителями и сохранил уважение к русской культурен народу. Но, осудив подавление пражской весны 1968 г., он сразу стал неугоден нашим властям — прекратились не только издания, но даже упоминания в печати его имени.
В Германии жизнь Бёлля складывалась тоже далеко не безоблачно. «Совестью нации» он был далеко не для всех. Шпрингеровская бульварная пресса развязала против писателя беспрецедентную травлю: дважды — в 1972 и 1977 годах — газета «Бильдцайтунг» сравнивала его с Геббельсом. Журнал «Квик» находил его более опасным, чем террористы из банды «Фракция Красной Армии».
Защиты у государства всемирно известный писатель тоже не нашел — несколько раз в его квартире и в квартирах его родственников проводились обыски. Не поддержала его и католическая церковь, от которой он в конце концов отошел. Театры вычеркивали из репертуара его пьесы.
Не остался в стороне и «простой народ». Об атмосфере этих дней Бёлль пишет: «…настроение сложилось почти угрожающее для жизни, когда сантехники, например, оказывались но чинить неисправный нагреватель у нас в ванной, когда моя секретарша подверглась разнузданному глумлению, …некоторые посетители осуждали хозяина ресторана за то, что он вообще нас обслуживает,..». Из-за чего же? Из-за борьбы за соблюдение прав человека в Германии, за отстаивание принципов правового государства.
Все как у нас? Нет пророка в своем отечестве? Так, да не так. За писателя вступился в прессе его коллега и друг Гюнтер Граас. Нашлось место для защиты Бёлля и на независимом телевидении. 165 прогрессивных деятелей культуры в коллективном обращении к нации встали на его защиту.
Особо хочется выделить позицию учительства ФРГ. В двух газетах к 60-летию писателя и публициста появился материал с общим названием «Учителя обращаются к общественности» и — полполосы учительских подписей (около 1000) в защиту Бёлля и протеста против травли демократической интеллигенции. Вслед за этим Кельнская городская библиотека во всех своих филиалах выложила листы солидарности, где оставили подписи 2500 простых граждан-читателей.
Ни Солженицын, ни Галич, ни Синявский у нас такой поддержки получить не могли. Их вытолкнули из страны и заклеймили словом «предатели». Это и есть разница между демократией функционирующей и демократией лишь провозглашенной. И только чувствуя поддержку, Бёлль мог позволить себе такую дерзость, как отказ принять из рук федерального президента «Федеральный крест за заслуги перед ФРГ». Впрочем, он и тут не был одинок. То же сделали и Гюнтер Граас, и Зигфрид Ленц.
На выставке, кто успеет, может получить прекрасно изданный каталог на русском языке и, разумеется, книги. Прочесть Бёлля в оригинале тем, кому это удовольствие доступно, — тоже есть возможность. И я думаю, что «ироничный эпик» найдет своего читателя в Тюмени, как и посетителя его выставки, ведь, по словам Льва Копелева, «он принадлежит России больше, чем любой другой стране за пределами его родины».
В заключение одно из стихотворений Бёлля, эта грань его творчества, как и переводческая деятельность, менее известна нашему читателю.
Бей тревогу
Улъриху Зоннеману
бей тревогу собирай друзей
не тогда когда воют гиены
не тогда когда вокруг тебя кружит шакал
или тявкают брехливые собаки
не тогда когда под тяжелым ярмом оступается бык
или впряженный в ворот спотыкается мул
бей тревогу собирай друзей
когда в жажде крови скалят зубы кролики
когда переходят в пике воробьи
бей тревогу
Так, без знаков препинания и без строчных букв, написаны эти стихи.
***
фото: «Машинка Бёлля» — литография Гюнтера Грааса, 1963. Доход от продажи этой работы с автографами обоих писателей послужил им учредительным капиталом для литературного журнала, издаваемого совместно. Стихи и рисунок — из материалов выставки.