Нефтяной детектив-3
События вокруг и внутри Тюменской нефтяной компании развиваются. Этими словами заканчивался наш предыдущий выпуск, посвященный таинственным перестановкам в руководстве ТНК.
А события развиваются в таком темпе, что газеты за ними не поспевают. Итак, хроника последних дней.
Совет в Китайгородском проезде, 7
В понедельник вечером в Москве состоялось заседание совета директоров ТНК. Совет назначил очередное собрание акционеров компании на 2 августа, в Москве, в здании Минтопэнерго. Предполагается, что 2 августа должны быть досрочно прекращены полномочия членов совета директоров, избранных десять дней назад.
Советдосрочно прекратил полномочия только что избранного на три года президентом компании Юрия Вершинина и назначил на эту должность Александра Фурмана.
Eще одно решение, которое может оказаться «судьбоносным»: господа директоры все же намерены «разобраться» с «Нижневартовскнефтегазом». Eсли вы помните, не так давно там состоялось собрание акционеров. Для исполнения воли правительства (не назначать Виктора Палия генеральным директором) туда был направлен Юрий Шафраник. По неизвестной причине самолет Шафраника не получил разрешения на посадку в Нижневартовске. Палий стал генералом, а затем и членом совета директоров всей компании. Теперь уже новый совет директоров намерен направить в Нижневартовск на внеочередное собрание нового председателя совета Николая Русанова.
Девятый вал
Тем временем Виктор Палий в местных и столичных газетах обвиняет московские финансовые круги, в частности группу «Альфа», в желании акционировать одно из крупнейших в стране месторождений нефти за чисто символические деньги. В интервью газете «Коммерсантъ-дейли» он подробно расписывает, как на него давят высшие чиновники госкомитета по управлению имуществом, действуя в интересах финансово-промышленной группы «Альфа».
В той же газете председатель совета «Альфа-банка» Михаил Фридман комментирует разоблачения Палия: мол, сам Палий обратился к правительству с просьбой «отдать компанию на три года в траст ему и его компаньонам. Он предлагает, чтобы государство вот так отдало компанию за бесплатно…».
Детектив в детективе
На совете директоров голосуют только члены совета. Их семеро. В случае равенства голосов принимается то решение, за которое голосовал председатель. Eсли нет кворума, решение недействительно.
Администрацию Тюменской области в компании представляет Геннадий Бурцев. На вчерашней пресс-конференции, которую провело агентство «Сибинформбюро», Геннадий Алексеевич рассказал чисто детективную историю.
В конце недели он приболел и отдыхал на даче. Eго разыскали те, кто был заинтересован, и сообщили, что ожидаются попытки помешать ему приехать на заседание. Бурцева взяли под охрану и на специальном самолете доставили в Москву, где так же бдительно охраняли.
Сказки? Как сказать…
Во всяком случае, один из членов совета, работающий в Рязани, так и не был на заседании, хотя о том, что он выехал в Москву и «вот-вот будет», объявляли несколько раз. Геннадий Алексеевич не исключает, что его собственное отсутствие в Москве повлекло бы за собой неявку еще двух членов совета, исправно, кстати, голосовавших против каждого предложения, Тем самым заседание оказалось бы неправомочным.
На всех фронтах
Виктор Палий, над которым сгущаются правительственные тучи, предпринимает наступление по всему фронту. В интервью «Коммерсантъ-дейли» он бросает вызов группе «Альфа», вице-премьеру Коху, генеральному директору федерального управления по банкротству Петру Мостовому и Юрию Шафранику.
Во вторник пресс-служба ОАО «Нижневартовскнефтегаз» распространила релиз, в котором утверждается, что все перечисленные выше решения совета директоров ТНКстали возможны «из-за поведения на совете директоров заместителя главы администрации Тюменской области Г. Бурцева, который голосовал строго в интересах московских финансовых структур, несмотря на неоднократные заверения губернатора Тюменской области в том, что представители Тюмени в ТНК окажут нижневартовским нефтяникам всяческую помощь и поддержку».
«Таким образом, — заключает Виктор Остапович, — вопрос о поглощении ТНК и в дальнейшем и «Нижневартовскнефтегаза» московскими финансовыми структурами — есть лишь вопрос времени».
Собственно, этот выпад и стал одной из причин обращения Геннадия Бурцева к журналистам. На пресс-конференции председатель облкомимущества подробно рассказал о том, что происходило в Москве, о том, что сам он в совете — государственный чиновник, а не выдвиженец частной оффшорной компании, как Палий, и потому должен в соответствии с законодательством выполнять определенные директивы. По словам Геннадия Бурцева, он стремился сочетать интересы Тюменской области и требования федеральных органов.
Геннадий Бурцев сказал, что получил гарантии в том, что в учредительные документы ТНК будет внесено положение, которое не позволит изменить юридический адрес компании без согласия руководства Тюменской области.
Из текста заявления, который был роздан журналистам, следует, что «по проблемам, связанным с ТНК» интересы Тюменской области, Ханты-Мансийского округа и «лично Палия В,О.» — это разные, порой противоположные интересы.
Президент готов к отпору
Всего несколько часов находился в Тюмени новый президент Тюменской нефтяной компании Александр Фурман. Нам удалось перехватить его после встречи с губернатором и с руководством «Тюменьнефтегаза».
По словам Александра Фурмана, с Тюменской нефтяной компанией ничего не случится. Она останется, как есть. Все люди, которые хотят работать, они будут работать.
— Eдинственная задача: я должен выполнить распоряжение хозяина. На сегодняшний день хозяином является государство. Все распоряжения государства мы будем выполнять.
Первое: реструктуризация долга. То, что мы должны государству, мы должны ему отдать. Мы должны увеличить добычу. Мы должны работать совместной крупной компанией. Мы должны включить полностью Рязанский нефтеперерабатывающий завод. Дальнейшая наша позиция: никаких бесплатных выдач продукции, которую мы станем производить, не будет. Либо гарантия первоклассных российских банков и западных банков, либо предоплата. Никаких раздач не будет! Это мой первый запрет.
Компания. Центр ее остается в Тюмени, как он был. Останутся люди, которые хотят работать, хотят отдавать себя.
Сегодня мы встречались с губернатором.. Я ему та же самое высказал. И я думаю, мы попытаемся убедить правительство, чтобы государство пошло нам навстречу и отдало Тюменской области пакет в 45 процентов акций, чтобы они остались здесь.
— Взаимоотношения с «Нижневартовскнефтегазом» — как вы их предполагаете строить?
— Пока на этот вопрос я не могу ответить. Будет день, будет пища.
— Немножко о себе…
— Мне 41 год. У меня жена, двое детей, сыну 14 лет, дочке 4 года. Я сам москвич.
— Специалист-нефтяник, или?..
— Да, я специалист-нефтяник, по переработке.
— И последний вопрос. Вас не пугает весь этот неминуемый скандал, который накатывается сейчас?
— Я думаю, что это все скоро успокоится. Я не принадлежу ни к какой партии, ни к одному движению. Я человек нейтральный. Я пришел сюда работать, еще раз повторяю. А те склоки и гадости, какие есть, я просто не хочу в них ввязываться. Но могу предупредить, что я могу дать отпор.
Как пишут в романах: продолжение следует!
***
фото: Геннадий Бурцев