Устав — что дышло. Или что… ?
Полтора года назад в краеведческий музей был торжественно передан текст устава города Тюмени. Сейчас этот документ уже не вызывает священного трепета, и на сегодняшнем заседании Думы будут обсуждаться поправки к нему.
А во вторник по этому вопросу состоялись публичные слушания в большом зале городской администрации. Однако сами поправки почти не обсуждались, а только назывались. Зато произошла бурная дискуссия о том, стоит ли вообще вносить в устав поправки.
Партию тех, кто считает столь скорое изменение устава нецелесообразным, возглавил Сергей Марочкин, один из главных разработчиков первого варианта устава. Он считает опасным сам прецедент. «Теперь каждый новый созыв будет считать делом чести изменить нашу городскую конституцию, и если когда-нибудь в Думе получит перевес какая-либо политическая партия, она обязательно перекроит устав согласно партийным интересам».
К Сергею Марочкину примкнули представители разных политических сил, и председатель департамента политики Лев Березин неожиданно оказался в одной обойме с движением «Тюмень-2000».
Зато представители территориальных органов самоуправления и инициативных групп микрорайонов, как один, оказались сторонниками изменения устава. Это единодушие несколько загадочно, потому что сами поправки, похоже, не касались напрямую ТОСов.
Итак, коротко перечислим предлагаемые поправки.
Поправки, исходившие от депутатов (они были опубликованы в «Семейном бюджете»), можно объединить заголовком «передел полномочий». Например, предлагается, чтобы во время отсутствия главы города его функции исполнял председатель Думы. Думе также предоставляется право голоса при назначении первого заместителя главы города и право выразить недоверие любому должностному лицу администрации. Все эти поправки, по мнению Марочкина, нарушают баланс властей и наделяют Думу непарламентскими функциями.
У тех, кто откликнулся на призыв поучаствовать в обсуждении и звонил в рабочую группу, желание «поправить» вызвала норма, согласно которой глава города руководит работой Думы. Предлагается ввести должность председателя Думы, однако обязанность созывать и вести заседания остается за мэром. Потому что выбирали его для исполнения определенных полномочий и урезать их никто не может.
Горожане, представлявшие ТОСы, инициативные группы, клубы и просто самих себя, предлагали увеличить состав Думы, ужесточить для кандидатов в депутаты возрастной ценз и «ценз оседлости», заложить в устав норму, по которой гражданам возмещается материальный ущерб, нанесенный кражами. Не перечислишь все. Горожанин Андрей Шабалин предложил «поправку о поправках»- чтобы они, эти поправки, могли быть внесены только после референдума. Здорово придумано, только референдум нынче дорог.