X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

И боль и свет памяти

Первое исполнение кантаты тюменского композитора Eкатерины Чернышевой «Душа и мир» состоялось на сцене, областной филармонии, увы, спустя два года после 50-летия Победы. Хотя автор и закончил свое сочинение к празднику.

Кантату решила записать и выдать в эфир телерадиокомпания «Регион-Тюмень». Действо перенесли на сцену театра драмы и комедии, а передачу тюменцы могли посмотреть в минувшую субботу — накануне Дня памяти и скорби (22 июня) — сурового дня начала Великой Отечественной войны.

Телевизионная версия телережиссера Ирины Тужик впечатляюща. Постановкой руководил Вячеслав Медведев, он же наполненно и сильно читал стихи. Режиссировал хорошо знакомый тюменцам Алексей Ларичев, оформлял патетический спектакль главный художник нашей «драмы» Алексей Паненков.

Внушительный ансамбль исполнителей составили сводный военный оркестр, детские хоры, хор института культуры, приглашенные мастера. Солировала наша замечательная певица Ирина Бибеева. На этот раз ее голос прозвучал с особой драматической силой. Он заново проложил тревожную линию связи меж огненными рубежами и нашей памятью. В нем символически слились святые образы нашей земли в военное лихолетье, дань народному подвигу и боль незабываемых утрат.

Это была кульминация кантаты, которую я для себя назвал «Колокольный звон». В этот миг на зрителя пошли дети с горящими свечами в руках — словно души павших разделяли свет и тьму, мир и войну, откликаясь на голос Ирины Бибеевой, вопрошая нас — помним ли страшную цену той войны…

Пусть осудят меня музыковеды, только культурная акция «Регион-Тюмени» более всего мне напоминала ораторию и даже оперу-реквием. Таково духовное излучение мелодий, поддержанное драматическими дивертисментами, стихами, возвышенным лаконизмом сценической композиции. Она статична и редко прерывается переходами исполнителей. Но в этом видится не только главный образ кантаты — обобщенные линии многих монументов, воздвигнутых на нашей земле после войны. Полифонизм и мелодический строй композитора заново пропитались трагическими и пафосными токами того времени, личными знаками-нотами его страшного бытия и очистительного преодоления страдания. Время пульсирует, живет, показывает динамику военных событий от эпизода к эпизоду.

Погасив волнение и ответственность, свою оригинальную трактовку кантаты как героической и духоподъемной музыкальной проповеди донесла до нас Валентина Петрова, заслуженный работник культуры РФ, профессор тюменского государственного института искусств и культуры (ТГИИК), директор спектакля. Эстетически и эмоционально прочувствовала суть свершаемого концертмейстер Валентина Багрова (ТГИИК).

Телевизионная картина на этот раз существенно дополнила и углубила зрелище. Тщательно отобранные кадры военной хроники не заменяли исполнение кантаты; они как бы раскодировали музыкальные фразы, внося в них историческую конкретику. Камеры не гнались за внешне эффектными ракурсами, они точно передавали всю суровую гармонию постановки, уловив ее темпоритм и удивительное сопереживание военной теме всех исполнителей. Музыкальный лиро-эпос вполне современно выразил себя в этом незаурядном событии нашей культурной жизни.

О стихах… по долгу обозревательской службы веду свои папки с вырезками из периодики, подшиваю, что пишут коллеги про наши искусства. Не корю, не уличаю. Хотя они-то и промолчали про поэтов. Могли бы и справки навести. Мне просто повезло, поскольку университетские годы я провел в Карелии, входящей в прибалтийскую зону. А может, коллеги решили не гневить неистовых ревнителей патриотизма. Суть его и для меня свята и бесценна. Только вот стихи были отобраны из сборников зарубежных авторов, хорошо знакомого мне финна (Карельская АССП) Тайсто Сумманена, поэтов Балтии. Думаю, что это не грех. Видимо, постановщикам пришлась по душе философическая лирика, вобравшая всю бездну страданий и порывов души музыкой стиха победить смертную тьму.

Разговор о кантате «Душа и мир» в Тюмени дает мне повод с благодарностью поклониться памяти нашего современника, большого европейского поэта из Литвы, лауреата высших премий СССР Эдуардаса Межелайтиса, ушедшего из жизни в начале июня. Eго прекрасными стихами стоит завершить тему: «Я тяжелый, невидящий взгляд поднимаю. И от неба его не могу отвести, Всем своим существом к человеку взываю, Человеческий пепел сжимая в горсти…».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта