«Ельцина» больше не пустят в Россию
Как уже известно читателям, фирма «Союзплодимпорт» заявила о своих правах на самые известные марки российских водок. Тюменские заводы в числе прочих получили от «Союзплодимпорта» бумагус грозным предупреждением. Пока наши держатся и продолжают выпускать водку с запатентованными москвичами названиями. А вот омичи, по данным тюменской инспекции Росалкогольмонополии, уже прикупают у «Союзплодимпорта» лицензии.
Патентный поверенный Вера Мамонова прокомментировала корреспонденту «Курьера» этот и некоторые другие вопросы, касающиеся соблюдения прав на торговые названия.
«Союзплодимпорт» выйдет победителем из схватки за торговые марки, если таковая будет иметь место, считает патентовед. Говорят, за компанией стоят первые люди правительства. Говорят, что сейчас идет скупка «Союзплодимпортом» крупнейших российских водочных заводов. В придачу к ним фирма получит и принадлежащие заводам известные марки алкогольных напитков. Правда, кое-какие словесные товарные знаки «Союзплодимпорту», наверное, не достанутся. Например,’ «Русская» водка. Русскую может выпускать любой российский водочный завод (точно так же, как делать «Крестьянское» масло может любой крестьянин), поэтому приватизации это слово не подлежит. Рарно как и «Столичная», и т.п.
Позиции «Союзплодимпорта» укрепились после нескольких громких историй с отравлениями водкой из России. Когдабыли аннулированы монополии всесоюзных внешнеторговых организаций, все кому не лень ломанулись на западный рынок. Под видом суперпопулярных российских водок стали вывозить муть, разлитую в подвалах. Самое крупное отравление произошло в Италии, после чего итальянцы долго не могли даже смотреть на «Столичную». В итоге патенты «Союзплодимпорту» вернули.
Произошли и другие значительные события в ликеро-водочной области. Правительство запретило ввоз в Россию водок западного производства с «русскими» названиями. Теперь таможня не пропускает бельгийскую «Россию», немецкого «Eльцина», голландского «Стеньку Разина», чтобы не вводили нашего покупателя в заблуждение относительно страны-производителя. Вздумай иностранец продавать в России «Жириновку» — и то не удастся. Борис Смирнов одолевает фирму «Хюблайн» (выпускающую «Smirnoff») в борьбе за российский рынок. Американцам запрещено использовать кириллицу в торговом названии.
Между тем тюменские водочные заводы понемногу патентуют собственные марки. Например, «Бенат» использует уже комбинированные знаки, то есть фирменные этикетка, наклейка и крышка на одном флаконе. «Бенат» планирует запатентовать кое-что даже за границей.
Трудности с торговыми марками и названиями испытывают многие тюменские производители. Тюменский пивзавод наладил выпуск замечательной газировки, назвав ее «Кот Леопольд». Но не подумали заводчане, что этот кот придуман вовсе не братьями Гримм. Теперь автор Леопольда может в любой момент отсудить у тюменского пивзавода круглую сумму за нарушение своих прав. (Сведений, что отношения с автором отрегулированы, получить на пивзаводе не удалось). Такая практика, кстати, весьма снижает имидж предприятия.
Ишимская кондитерская фабрика рискует, выпуская конфеты «Коровка». Несмотря на протесты российских фабрик, Роспатент все-таки закрепил это название за рижской кондитерской фабрикой.
Вообще же по всей России идет великая борьба за самые ходовые и популярные торговые названия. Побеждает в ней более разворотливый, более богатый и имеющий более опытного поверенного.