Покупатель, выйдите вон!
Объявление о том, что ЦУМ закрывается в семь часов и покупателей ждут завтра, застало меня на втором этаже. Смотрю на часы — без трех минут семь, а я еще не зашел в секцию одежды напротив ювелирного отдела. Успею, думаю. Быстро добрался до цели и устремился между стоек с одежей. Взор остановился на подходящей футболке. Только я взялся разглядывать этикетку, как услышал вопль продавщицы: «Закрыто!! Семь часов, снимаем кассу!».
Футболка устроила, я помахал ею продавщице: дескать, беру. Но она повторила свой вопль и куда-то умчалась. Расставаться с вещью было смешно, и я пошел к кассирше. «Неужели не продадите?»- говорю. «Молодой человек, приходите завтра», — ответила она таким тоном, что я понял: продаст, если хорошенько попросить. Футболка, конечно, была мне нужна, но не до такой степени, чтобы унижаться. В общем, плюнул я на нее (на футболку) и пошел к выходу.
Аналогичная картина наблюдалась повсюду. Покупателей изгоняли где вежливо, где погрубее. Стоило мне задержаться у одного из отделов, как тут же подскочил охранник с настойчивой просьбой покинуть магазин. Правда, в одной из секций на первом этаже покупателей почему-то продолжали обслуживать.
Любопытное совпадение: я зашел в ЦУМ после заседания комиссии по выборам директора департамента по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг. Там говорили о том, как трудно сейчас центральному универмагу, много площадей отдано в аренду из-за нехватки оборотных средств. Наверное, не до такой степени средств не хватает, если работники ЦУМа с легким сердцем отпускают покупателей.
Специалисты не усматривают в подобном поведении продавцов никаких нарушений. По правилам торговли магазин обязан обслужить покупателя, имеющего чек, хоть через час после официального закрытия. Ну а если чека нет, а есть лишь намерение, значит, можно гнать в шею?
Заметил, что такая практика распространена в магазинах со старыми традициями. И в прежние годы я не замечал в продавщицах ЦУМа внимания к покупателям. Нынче все озабочены выручкой, и даже ЦУМ вынужден был повернуться лицом (а не боком или спиной, как прежде) к клиенту, но былые привычки напоминают о себе. Кстати, видел, как в один из отделов, который у ЦУМа арендован, уже после семи зашла женщина. Одна продавщица крикнула, что закрыто, а другая ее одернула: мол, вдруг женщина хочет сделать покупку?
Все мы всё понимаем. Понимаем, что снятие кассы — операция серьезная. Но почему это делают в пожарном порядке, не предупредив людей заранее? Можно же объявить, что, уважаемые друзья, через десять (пять) минут мы будем не в состоянии вас обслужить, поторопитесь с выбором. И все чинно, благородно. В передовых магазинах так и поступают.
Можно изготовить вежливые таблички, если продавщицы не в состоянии говорить вежливо. Можно… Все можно. Но для этого необходимо желание цивилизованно торговать. И хоть какое-то уважение к людям, благодаря которым ваш магазин существует.