Проект «Чистый город» как проявление субъективного фактора
Полковник Магера, заместитель начальника облГАИ, с восторгом рассказывал мне, как утром в понедельник, примерно в половине пятого, он позвонил в одно из городских ДЭУ и сказал, что можно приступить к уборке улиц. «Мы готовы», — ответили полковнику. В восемь утра, к удивлению многих, наблюдавших горы ночного мусора, город был чист.
Мусора было, действительно, страшно много. Проталкиваясь сквозь развеселую ночную толпу, помню, как я старался повыше поднимать ноги, чтобы не наткнуться на ранящие осколки бутылок. Помню, как мысленно старался оправдать молодых, раскидывающих бутылки, гоняющих расплющенные жестянки по мостовой: «Ребята выросли, собственно говоря, на свалке. На свалке по имени Тюмень».
При псом хорошем 01 ношении к городу, в котором живу четвертый десяток лет, не могу не считать его одним из самых грязных городов России. К объективным факторам (заболоченность, слабо дренирующие грунты) прибавляю еще и факторы субъективные. 560 тысяч «субъективных факторов», проживающих в Тюмени.
Это они ставят машины на тротуары, это они, не глядя, бросают под ноги обертки от мороженого и пустые коробки от сигарет, это они разгружают мусорные самосвалы за ближайшим углом и справляют малую нужду в подъездах. Это они…
Впрочем, они — это мы с вами. Мы с вами так привыкли. Привыкли жить на свалке, не замечая ее смрада.
И что стоят все призывы, штрафы по сравнению с этой привычкой?
Впрочем, я не прав. В четверг я в кабинете у мэра Степана Киричука видел людей, которые на свалке жить не желают.
Это не значит, что они эмигрируют в какую-нибудь цивилизованную страну, где не сорят. Они собираются жить не на свалке, оставаясь в Тюмени.
Четверо молодых людей, несколько чопорно одетых и даже торжественных (вероятно, от осознания важности своей миссии), студенты тюменских вузов, излагали Степану Киричуку концепцию проекта «Чистый город».
Я не стану излагать все детали этой концепции, ибо, несмотря на крайнюю молодость авторов, сама концепция стара как мир. Главная ее мысль хотя и не звучала в классической формулировке Антуана де Сент-Экзюпери, но вполне в нее укладывалась: «Встал поутру — прибери свою планету». Впрочем, молодые авторы проекта могли с полным правом претендовать на авторство. Ведь они стоят, пока еще вместе с нами, у дверей XXI века, который будет принадлежать только им.
Мэр был придирчив, пессимистичен, временами назойливо утверждал, что из идеи «активизировать участие граждан и деле решения проблем городского благоустройства», скорее всего, ничего не выйдет. Как не выходит у многочисленных и технически вооруженных служб администрации.
— Ваши представления и менталитет граждан — расходятся. Горожане неактивны. Люди привыкли требовать, они не хотят сами решать…
Мэр сгущал тучи и краски, а ребята со всем юношеским максимализмом только улыбались его «страшилкам». Наконец, хитрый мэр сдался. Обещал всяческую поддержку и личное участие. И, уходя в отпуск, попросил ребят продумать «Акцию N 1», с которой в Тюмени начнется новая жизнь.
… Сказки? Может быть. Но если мы летаем во сне, не означает ли это, что человек действительно когда-то умел парить в воздухе?
***
P.S. А внесла проект «Чистый город» инициативная группа в составе следующих лиц: Безделов А.В., Деев А.С., Деревянченко E.В., Паникаровский В.В., Хантемирова Д.Р.