Прорастут ли цветы сквозь асфальт
Eсли кто-то из приезжих скажет вам, что Тюмень — зеленый город, не верьте. Это иллюзия.
Меньше квадратного метра зеленых насаждений приходится на одного тюменца. При норме — от 3 до 5 квадратных метров на душу населения.
Эти цифры привела мне председатель комитета по лесопарковому хозяйству города Татьяна Засуха. Привела для того, чтобы я поняла: каждое деревце на вес золота.
Каждый день в комитет приходят посетители, просят подписать разрешение на вырубку. «Ни разу еще никто не просил разрешить посадку деревьев», -говорит Засуха.
Столь активное наступление на городскую флору она связывает с бурным развитием малого и среднего бизнеса. Отдельные случаи переоборудования жилых помещений (квартир на первых этажах домов, особенно в центре) под офисы и магазины превратились в процесс.
Как ни плохо благоустроены наши дворы, но все же благоустроены. Хоть и чахлые растут там березки, но все-таки растут (кстати, кое-где стараниями жильцов на газонах цветут цветочки). Бизнес же диктует свои условия: магазину нужен отдельный вход, крыльцо, место для парковки автотранспорта, в том числе и грузового. Прорубленные в капитальных стенах двери, разномастные крылечки и пристрой, отнюдь не украшающие улицы, — эти архитектурные безобразия пусть останутся на совести тех, кто их возводил, и тех, кто разрешил возведение. Но выкорчевывать деревья и асфальтировать газоны — это преступление против всего города.
Можно было бы еще смириться, если бы Тюмень находилась в кольце лесов. Татьяна Анатольевна разворачивает передо мной карту: кольца нет. Земля распахана.
Конечно, многие городские посадки не лучшего качества. В перспективе, надо бы провести поэтапную замену на более ценные, улучшить породный состав. Но делать это надо постепенно, а не в одночасье, иначе ущерб зеленым легким Тюмени будет нанесен непоправимый.
Когда приходят и просят разрешить вырубку — это хорошо, говорит Татьяна Засуха. Куда хуже, когда вырубают без разрешения. Eсли не удается застукать самодеятельных дровосеков на месте преступления, привлечь их к ответственности часто не представляется возможным из-за отсутствия данных по деревней инвентаризации. Нет документов, по которым можно было бы с уверенностью сказать, сколько деревьев росло на месте, скажем, нынешних гаражей. А хозяева гаражей притом клянутся, что никаких деревьев и в помине не было, а скверик — он вот, рядом. Как случилось в сквере по улице Одесской, о чем до сих пор звонят и беспокоятся наши читатели.
Кстати, скверик этот (один из самых уютных и тенистых в городе, как его характеризовали наши читатели) медицинская академия содержит в черном теле. Уже давно в нем не проводилась санитарная уборка: руководство вуза, говорит Татьяна Засуха, обычно ссылается на то, что студентов нельзя принудить к общественно-полезному труду, как это делалось раньше.
Вообще-то предприятиям и организациям выгодно заниматься благоустройством отведенной им территории, считает председатель комитета по лесопарковому хозяйству. Потому что арендная плата за землю в таком случае подвергается действию снижающего коэффициента. Или вообще равняется нулю. К примеру, территория вокруг ТЭЦ-2 — более 70 гектаров — бесплатно передана в пользование учебному центру «Аванпост» в обмен на наведение порядка на этих 70 гектарах и ликвидацию незаконно выросшей там свалки.
***
фото: