Самолет для вождя
Многим известно, что Иосиф Сталин питал особое пристрастие к авиации. Не случайно летчиков называли «сталинскими соколами», а многие авиаконструкторы находились в привилегированном положении. Однако мало известен тот факт, что по непосредственному указанию Председателя государственного комитета обороны и Верховного Главнокомандующего в годы войны разрабатывался и был построен.опытный образец самолета особого назначения.
Сам Сталин совершил только один полет в качестве пассажира — из Баку в Тегеран, для участия в конференции глав стран антигитлеровской коалиции 27 ноября 1943 года. На самолете Си-47, пилотируемом командиром 2-й авиадивизии особого назначения полковником Виктором Григорьевичем Грачевым, Сталин, Молотов, Берия, Ворошилов и Штеменко прибыли в Тегеран, а после завершения работы конференции возвратились в Москву. Вскоре после этого и развернулась работа по созданию особого самолета для членов правительства. Он создавался на базе бомбардировщика EР-2 конструкции Владимира Григорьевича Eрмолаева. В рекордно короткий срок EР-20Н был построен на Иркутском авиазаводе. Самолет, развивавший скорость 435 километров в час, весом в 18 тонн, имел дизельные двигатели АЧ-ЗОБ и экипаж в 6 человек. Пассажирский салон типа «люкс» вмещал 9 человек. Два опытных образца самолета особого назначения строились одновременно с бомбардировщиками того же типа при тщательном контроле со стороны Наркомата авиапромышленности и НКВД.
Заслуги конструктора самолета Владимира Eрмолаева и создателя дизельных двигателей Алексея Чаромского получили высокую оценку. 19 августа 1944 года они были награждены орденом Суворова 2-й степени.
Испытания EР-20Н проводились опытнейшим испытателем Сергеем Николаевичем Анохиным и были весьма успешны. Авиационная промышленность выпустила458 бомбардировщиков EР-2, принимавших участие в боевых действиях.
Но жизнь .талантливого конструктора Владимира Eрмолаева преждевременно оборвалась. 31 декабря 1944 года он скончался от брюшного тифа в Иркутске в возрасте 34 лет. После смерти конструктора работа по созданию самолета для вождя была продолжена в ОКБ Павла Сухого, но так и не получила логического завершения. Тем не менее создание самолета особого назначения было особой страницей в истории отечественного авиастроения.