Я этот день провел в путешествии
27 июля. День Тюмени. Праздник для горожан. Я решил провести его в путешествии по окрестностям. Eсть у меня любимые места, очень похожие на мою родину, и я бываю тут раза два в году. Это Силкин лог и берег Туры между деревнями Луговая и Метелево.
Силкин лог тянется почти от аэропорта «Рощино» до д. Луговой. Здесь была когда-то деревня Силкина на берегу Туры, стал Силкиным и овраг с речушкой Таловкой. Теперь два пруда на ней: один у спортбазы «Динамо», другой — в Луговой. По берегам лога в затишье ярко цветет грубостебельное разнотравье, солнечно сияют желтые головки козлобородника и золотарника, июль — самый их расцвет. Буйно цветущий по краям полей осот наполняет воздух густым медовым ароматом. Но нет пчел на нем, только бабочки лимонницы, имея широкий выбор, прихотливо садятся попить нектара на самые привлекательные соцветия. Изредка прогудит шмель. Зато какое обилие мух и жуков: кто сок цветочный пьет, кто вульгарно пожирает пыльцу! Каждому пища по вкусу имеется в избытке.
Замолкли уже, отпели свое птицы, только иволга в березняке «мяукает» да знаменитая крыловская певунья — ворона, усевшись на березу, орет на ветер -видимо, вещует близкую непогоду, хотя день солнечный и кучевые облака стоят в небе будто приклеенные. Однако говорят знающие люди, что ворона за 400 верст непогоду чует.
На «динамовском» пруду катаются на лодке: такие же любители природы, как и я, горожане приехали на пикник.
От базы «Динамо» пересекаю поперек сады бывшего совхоза «Плодовый», иду ко второму логу у деревни Фуфаевой. От садов мало что осталось, разве что лесополосы со вросшей в тополя стальной сеткой. Сортоучасток еще работает, но желающих собирать ягоду совсем мало.
Помню, еще недавно по выходным в сады «Плодового» нельзя было доехать: переполненная «десятка» не вмещала всех желающих собирать малину, смородину, землянику, крыжовник, иргу. Теперь никого нет, «десятка» свободная: ехал при половине свободных мест. Да и совхоза уже нет. На его месте недолго было ТОО «Плодовое», но и оно (в газете читал) «ликвидируется, претензии принимаются в течение месяца». Народ деревенский на распутье: три дороги у него со своим земельным паем, как у былинного богатыря: к животноводам, к садоводам, во вновь создаваемый центр садоводства и овощеводства.
А между тем поля, освобожденные от садов, утратили заметно свое плодородие. Пшеница и ячмень худосочны и редки, зато осот и вьюнок чувствуют себя привольно, да иван-чай уже поселился на полях.
В Фуфаевском логу на речке Ольховке тоже устроили пруд. Зарастает он заметно в последние годы. Ниже плотины колодец устроен на подземном ключе. Несколько машин стоит: любители колодезной воды наполняют свои канистры.
Над логом на правом берегу высоко поднимаются красноглиняные обрывы, утесы. Когда-то отсюда брали грунт на строительство и раскопали берег оврага. С утесов открывается вид на туринскую сенокосную пойму — вон там копошится трактор, -поросшую ивняком, за рекой по Салаирскому тракту спешат авто и автобусы, виден санаторий «Eрмак», деревня Решетниково, Верхний Бор. Над всем этим зеленым раем опрокинулось голубое сегодня небо с барашками облаков. Простор необъятный… Чтобы посмотреть все это, стоило идти из города, стоило. Я полагаю, что здесь когда-то жили люди. Очень уж это место наблюдательное, сторожкое, с него далеко виден каждый идущий и едущий, даже если сделать поправку на прежнюю сплошную залесенность территории.
Иду дальше берегом Туры. Сама река далеко отсюда, у д.Решетниково. Здесь же под высоким коренным берегом раскинулось топкое болото, поросшее травами, ивой, ольхой, перевитой хмелем. Это царство комара. Возможно, там никогда не ступала нога человека. Как-то в сухую осень соблазнился я собрать в этой болотной трущобе шишек дикого хмеля. Мне удалось пройти не дальше сотни метров.
Здесь на высоте под редкими березами папоротник-орляк затянул всю землю своими жесткими листьями, они достают почти до подмышек. Вот куда надо по весне приезжать за молодыми всходами орляка — его тут хоть косой коси. Отваренные и жаренные в масле проростки этого папоротника по вкусу похожи на грибы. Японцы покупают в России соленый орляк в огромном количестве.
Преодолев два овражка, тоже заросшие сплошь папортником, я проникаю через дырку в заборе в садовое товарищество «Ривьера» и слышу из открытого автомобиля отголоски тюменского праздника. Диктор сообщает, что где-то там «пришли некие девушки и юноши и хотят спеть и сплясать на радость тюменцам».
Любуясь трудами рук ривьерских садоводов, иду к остановке «тройки» в Метелево. С юга горизонт уже заносит тучами. Права была ворона-вещунья: за пять часов предсказала непогоду. Не слышал утром радио: интересно, за сколько часов предсказали наступление этого атмосферного фронта наши синоптики? Наверное, раньше. Они же со спутника смотрят, а ворона -только с березы.
***
фото: