Голый человек на голой земле, или Нашествие троглодитов
С трудом вспоминается: голый человек на голой земле, и никакой частной собственности! Один из призывов, вынесенных к цивилизованному берегу пеной-спутницей революции и гражданской войны. К сожалению, многотомник Льва Кассиля несколько лет назад был мною подарен и уточнить цитату из книжки «Кондуит и Швамбрания» не представляется возможным. Сохранилось лишь общее ощущение и в контексте — люмпенизированный герой, воспевший новое пришествие троглодитов.
Мне вспомнился и этот антигерой, и все, что с ним связано, в прошлую субботу, когда я заглянул на дачу к моему давнему приятелю. Я обратил внимание, что в его удобном доме весь пол заляпан белой краской, а па кухонном столе той же краской намалевано: «Вот это класс!».
— Гости заглядывали, — объяснил приятель.
«Гости» — это для благозвучия. По сути — мародеры, бесчинствующие в окрестностях Тюмени, банды подростков, переворачивающие на дачах все вверх дном, бьющие окна и посуду, гадящие на самых видных местах.
Приятель объяснил, что он даже не запирает дверь своей дачи. Так безопаснее. Сохраняются хотя бы стекла и мебель. А если кто-то запирает ставнями окна, навешивает железную дверь — рискует больше. Сопротивление вызывает у «гостей» ярость, Могут запросто и сжечь.
Мне, пожалуй, проще понять пару бичей, мужчину и женщину, которые как-то в течение почти целой недели — от понедельника до пятницы, жили в моей дачке. Натащили с округи продуктов, Готовили на газовой плите, Даже постирушку завели. Бездомные — с ними все ясно. Они вызывают, скорее, жалость.
Но я пытаюсь понять и философию, психологию, образ мыслей, побудительные причины поступков тех самых разрушителей, с которыми давно смирился мой приятель. Смирился, повторяю, настолько, что услужливо и непротивленчески оставляет перед ними незапертою дверь своего жилища.
Мне думается, что эти группы, банды, компании — наследие уходящего века. Века, который в нашей стране проходил под знаменем борьбы с собственностью. И призывы нынешнего руководства, надежды его идеологов «воспитать класс собственников» и через это возродить в стране хозяев, вернуть гражданам чувство хозяина, пока что не находят массового отклика.
Пока эти призывы, мне кажется, еще больше распаляют тех, у кого ничего нет, кто знает, что у них не появится по щучьему веленью ни дачи, ни мерседеса, ни радиотелефона. Конечно, им хочется уравняться с теми, кто уже стал имущим. И если нельзя уравняться в собственности, то отчего не попытаться уравняться в ее отсутствии? Это — проще. Это — звонче. Это — без труда или, как минимум, без риска.
Поленом — по стеклам. Оправиться — в середине комнаты. А всякое сопротивление, любая попытка первых собственников отстоять пусть даже не имущество, а свое право на имущество, вызывает злобу, желание растоптать, уничтожить.
Бесполезно спрашивать — кто виноват? Время, эпоха, история. Мы не можем отменить ни одно из этих понятий. Но каждый день спотыкаемся о собственное прошлое. А в общественном сознании чьи-то частные несчастья в виде разграбленной дачки/распотрошенной квартиры, раскуроченной машины представляются, как мне кажется, чем-то неизмеримо малым по сравнению с ущербом общественной собственности. И до тех пор, пока эти два понятия хотя бы не уравняются, робингудовский ореол, венчающий стриженные головы троглодитов, не потускнеет.
* Троглодит — первобытный пещерный человек. От греческого troglodytes — живущий в норе или в пещере.