От нашего брата до их братвы
«Брат»
Запомнившийся нам по «Кавказскому пленнику» Сергей Бодров-младший в новой криминальной драме Алексея Балабанова («Счастливые дни», «Замок») сыграл героя (нужна ли приставка «анти» — пусть каждый решает для себя сам) вполне в духе времени — молодого ветерана, прошедшего путь от «горячих точек» до профессии киллера.
После возвращения из армии у Данилы Багрова возникают проблемы с милицией, и он предпочитает уехать в Санкт-Петербург к старшему брату (Виктор Сухоруков), который, как предполагает мать, преуспел в бизнесе и стал уважаемым человеком. В Питере Данила узнает, что брат имеет весьма специфический бизнес наемного убийцы. Без особых сомнений младший соглашается подменять старшего.
Картина фигурировала на фестивале в Каннах в программе «Особый взгляд», стала первой на «Кинотавре» и к тому же имеет несомненный коммерческий успех на видео. Благо, все составляющие для этого налицо: стрельба, кавказская мафия, наркодевочки. Отдельно порадуются фаны недавно самораспустившегося «Наутилуса». Свердловчанин Балабанов пригласил в кадр своего земляка Вячеслава Бутусова.
«Братва»
А это уже криминальная драма забугорного, англо-французского «розлива». «Братва» — фильм о мафии без патетики «Крестного отца» и сомнительного скоморошества тарантиновских опусов. Лента, охватывающая по времени один день и одну ночь из жизни трех неразлучных друзей-рэкетиров (Винсент Риган, Ли Росс и Росс Ботман), напомнила по стилистике фильм-скандал одного из последних каннских фестивалей «Детки».
Английская братва в изображении режиссера Джей. К. Амалу, по сути, — повзрослевшие «детки» с американских задворок. Наркотики, убийства, подчас абсолютно бессмысленные, — «выпустить пар», кровь и грязь. Много крови и много грязи…
Однако фильм интересен не только предельным натурализмом, нарочито приземленным показом страшной будничности преступного мира, но и увлекательным сюжетом. Тони, единственный семейный человек в бандитском трио, становится отцом. И окончательно решает «завязать». Друзья удивлены, но, в принципе, не против. Атмосфера в проводящей последнюю ночь вместе троице резко меняется, когда они получают приказ от босса расправиться с отступником Тони и к девяти часам утра в качестве доказательства положить ему на стол отрубленную руку жертвы. Что победит — чувство привязанности, дружбы или подчинение строгой уголовной субординации?
«Распутин»
События одного из самых трагических периодов российской истории не раз переносились на экран. Противоречивая фигура Григория Распутина подавалась по-разному. Была и пролежавшая «на полке» советская «Агония» Элема Климова, и даже западногерманская порноверсия «Распутин, или Оргии при царском дворе» Эрнеста Хоффбауэра.
Режиссер Ули Эдель («Тайсон», «Тело как улика») передал собственное видение темы, пронизанное почти мистическими настроениями. За кадром звучит детский голос — повествование ведется от лица царевича Алексея. Болезнь так и не занявшего престол наследника воспринимается как некий рок, проклятие, нависшее над семьей русского самодержца. Алан Рикман («Крепкий орешек») воплощает неоднозначный образ Распутина. Несведущему в истории России заокеанскому зрителю как бы предлагается взвесить на весах собственного восприятия распутство, дикие выходки «святого старца» и то гипнотическое влияние, которое он приобрел, врачуя царевича, на царскую семью, в особенности — на самого Алексея и Александру Федоровну (Гретта Скакки — «Соль на нашей коже»).
Пожалуй, самыми сильными являются заключительные сцены убийства Гришки Распутина (воспроизведено с неожиданной достоверностью) и расстрела царской семьи.
«Познакомьтесь с Уолли Спарксом»
Чтобы развеять мрачноватый настрой настоящего видеобозрения, предлагаю вам познакомиться с Уолли Спарксом, героем уморительной комедии. Хотя исполняющий его роль пучеглазый комик Родни Данжерфилд в особом представлении не нуждается. Вряд ли стоит напоминать его разухабистых, «своих в доску», персонажей из «Шалопаев», «Легких денег» или «Назад в школу».
Спаркс — ведущий популярного телевизионного ток-шоу. Гости студии — придурки и «отморозки» всех мастей, ведущий направо и налево сыплет сальностями. Словом, Уолли работает за гранью фола, и до поры до времени его спасает только истерическая любовь простого народа.
Eсть у Спаркса горячий противник — высокоморальный губернатор Престон, кандидат в сенаторы. Однажды Престон-младший в пику папочке пригласил острого на язык шоумена на прием в дом губернатора. Подвыпивший Спаркс устроил в чинном обществе жуткую заваруху (честно признаюсь, я так не смеялся со времен первой части «Голого пистолета»), а после «шумного бала» притворился серьезно травмированным и остался гостить у губернатора, который ненавидел «похабника» всей душой и согласился лишь ради имиджа радушного хозяина. А находчивый Уолли вел шоу прямо из губернаторского особняка, приглашал проституток, спаивал миссис Престон и ее подружек, к бессильному гневу политика и вящей радости зрителей.