X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Что в имени тебе моем?

В нашем городе не хочет сдаваться всяким страстям-мордас- тям настоящая культурная жизнь. Она неназойлива, несуетна и вся сосредоточилась на втором пришествии, где «у роки,как верить в это, презирая раны, Дают нам беззащитные пророки: Косноязычный Осип Да чудачка Анна». Это — из небольшого,прелестного сборника стихотворений, со всевозможным тщанием недавно выпущенного издательством Тюменского госуниверситета. Подарок ректората и университетских книжников своей давней сотруднице к юбилею. «И как на исповедь, душа раздета» — вот внутренний посыл этих строчек, которыми я тянусь к тебе, читатель», — пишет в своем авторском предисловии Людмила Павловна Барабанова, настигнутая ритмическим шквалом — как радуга зимой, как…

Да, вот так в сегодняшней сумятице можно выживать, спасаясь трудом души, питаясь облаком энергии, чтобы мир вокруг принимал и понимал тебя и не кончался интерес к бытию: «Не кляни в ногах усталось И удел — одной идти. Важно то, чтобы случалось озарение в пути».

Название сборника-«Умиленье злых сердец». Не знаю, думаю, что тут есть своя закавыка. Хотя и своя тайна, и необходимость понять это название. Впрочем, автор поясняет сама, надеясь на народный здравый смысл: «Eсли поэзия не утешает, не просветляет дух, то зачем она?». И еще — «образная формула «Умиленье злых сердец» исполнена для меня особого смысла. Слово «умиленье» здесь в старинном ореоле, его надо сейчас понять как «смягченье», оно в родстве с «милостью». Но заменить слово в строке не могу: это цитата из жизни. Так называется одна из икон Богородицы».

Коренная тюменка, Барабанова вернулась в начале 60-х годов в родной город с дипломом выпускницы филологического факультета Ленинградского университета. Много лет работала в тюменской журналистике, потом занялась издательским делом, не оставляя его и сейчас.

Эта книга — не первая: «Книжку о Тобольске я взялась писать неспроста. Не красота только рубленых стен и каменных башен вдохновляла меня, но весь уклад культуры, соразмерный и природе, и человеческой душе» (см.: Барабанова Л.П. Град Тоболеск. Этюды о заповедном городе. Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1986).

Свежая книжка стихов — своеобразный вызов многим нашим профессиональным литераторам, до сих пор любящим подчеркнуть свое официальное краснокорковое членство в цеховом Союзе. Вот только хороших произведений — кот наплакал… А тут без всякого «членства» подала свой скромный голос настоящая поэзия, чтобы слегка ироничной философичностью, лирической исповедью поделиться ровным теплом души с близкими по общению людьми: «Земные тяготы. Житейская молва. Разит вас приговором скорым. Но вы для духа — не такая ли опора, Как воздух для летящего крыла?».

Роскошный, прекрасно изданный том лег на мой стол рядом со стихотворной книжкой. Тюменское издательство «Софт-Дизайн» совместно с окружным и городским управлениями культуры Ханты-Мансийска выпустили в свет настоящий раритет, принадлежащий перу Хрисанфа Мефодьевича Лопарева — «Самарово, село Тобольской губернии и округа: хроника, воспоминания и материалы о его прошлом». Первое издание в 80 страниц в 1892 г. вызвало такой интерес, что через четыре года Санкт-Петербургская типография императорской академии наук печатает второй, исправленный и дополненный, выпуск объемом в 244 страницы.

Лопарева забыли. Уроженцу Самарова (Остяко-Вогульска — Ханты-Мансийска) в этом году исполнилось 135 лет, другая дата покраснее — ныне 360 лет окружной столице. Что и говорить — прекрасный подарок, да еще вдвойне.

А был Лопарев ученым с европейским именем. Недаром с греческого его фамилия переводится как «златоцвет». Одаренный юноша из бедной крестьянской семьи стал первым стипендиатом Тобольской гимназии, учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вслед за «Словом о полку Игореве» Лопарев открыл еще один важнейший памятник древнерусской литературы XIII века — «Слово о погибели русской земли». Он был библиографом, архивистом и палеографом, исследовал историю и культуру Византии, работал в Риме, Константинополе, Генуе и на святой горе Афон. Свободно писал на латыни и греческом. Преждевременно ушел из жизни в 1918 г., на что горестно откликнулись светила русской науки. В 25 лет (1887) Лопарев опубликовал свой первый научный труд — «Покорение Югорской земли», где представил поход Eрмака, сопротивление пришельцам остяцкого князя Самара, погибшего в неравном бою с дружиной казацкого атамана Богдана Брязги.

Монографию можно считать эталоном краеведческого исследования. Отмечу и оформление книги тюменским художником Кухтериным. Уловил, уловил дух нестареющей старины.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта