X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Наступление Востока

Внешняя незатейливость и простодушность летней моды имеет свои стилистические хитрости. В ней явно и скрыто переплелись мотивы национальных школ, преимущественно восточных, где голос Китая различим более ясно, чем, скажем, Индии и Японии.

Как и сто лет назад, тема Востока приобрела значение на рубеже веков, концептуально и декоративно преломляясь в разных видах искусства. Став модной тенденцией, она продиктовала свои принципы красоты, во многом спорные для европейской культуры.

Восточная стилистика — это прежде всего богато орнаментированные ткани, обилие отделки ручной работы, фантазийный декор. Eвропейские дизайнеры предпочли художественный симбиоз, увлеченно комбинируя древние традиции и современную пластику, сознательно избегая прямых аналогий с историей. Сегодня мы наблюдаем, как очевидная склонность к минимализму удачно подчеркнута «сухими» китайскими пропорциями в жакетах «мао», стеганых куртках, в укороченных брючках. Модные диагональные драпировки — не только признак декаданса, но и знак генетической связи с пластикой индийского сари. Традиционная непальская мужская рубаха «даура» с запашным бортом простодушно осваивает гардероб европейской женщины, принимающей ее в любой трансформации — от вечерней блузы из шелка до хлопчатобумажной футболки.

Наступление Востока сбалансировало расстановку сил в стилистически разобщенном лагере модельеров. Одни, предпочитая романтизм, грезили о возврате игривых форм и декоративных тканей. Другие, стоически выдерживая ограничения минимализма, мечтали о способе самовыражения без излишеств. На стыке столь противоречивых поисков китайская мода обрела значимость «золотой середины»

и повела соло. Блузы-пальто из узорчатых тканей, жакеты с воротником-стойкой, простенькие кофточки навыпуск, прямые короткие брючки из атласа и стеганые куртки с застежкой-клевант, отделка кантом, бейкой и ручная вышивка — знак изысканной простоты и высоких традиций.

За несколько сезонов до всеобщего восточного бума в творческой лаборатории Дома Шанель уже перелистывали альбомы по истории китайского искусства. После чего Лагерфельд вывел новую формулу вечернего туалета — длинное пальто-платье из органзы, расшитой золотом. Рисунки на ткани стилистически воспроизводили росписи китайских черных лаковых ширм. В том же 1996 году в Нью-Йорке, в музее Метрополитен, прошла выставка под названием «Сокровища императорского Китая», где впервые были представлены экспонаты из дворца-музея в Пекине. А в начале 1997-го «китайский синдром» уже переориентировал всю европейскую моду. Мьюччия Прада, Жан-Поль Готье, Джунко Кошино, Дольче и Габбана, Альберто Бьяни первыми уловили тенденцию на’красный атлас, стеганые сумочки и обтянутые тканью босоножки.

Однако одеваться в китайском стиле, не имея опыта общения с культурой этой страны, пока представляется совершенно невозможным. Нам трудно оценить красоту соподчинения красного шелкового пальто и атласных брюк с изображениями драконов. Мы также найдем странным сочетание в одном ансамбле декоративной сумочки, обтянутой набивным атласом, и примитивных шлепанцев на платформе. Наверное, долго будем обдумывать перспективу вышивки на брюках. И вряд ли согласимся с постоянным присутствием в нашем гардеробе воротника- стойки, хотя именно эта деталь безболезненно могла бы примирить нас с сезонным участием в моде на фоне восточных декораций.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта