Когда одной идеи недостаточно
— Нефтяникам и геологам ставят памятники и называют улицы, а авиаторов у нас забывают, — сетует летчик гражданской авиации, подполковник в отставке, Герой России Владимир Шарпатов. — Между прочим, без авиации наша область не развивалась бы так — это важное технологическое звено в строительстве железных, автомобильных и грунтовых дорог. Авиация была просто незаменима, не говоря уже о вертолетах, которые в каждую точку могли доставлять то, без чего невозможно было развитие.
Владимир Ильич не первый, кто об этом говорит, но первый, кто напомнил об авиаторах прошлого. В 2015 году, будучи депутатом областной думы, он обратился к губернатору Владимиру Якушеву с инициативой поставить в Тюмени памятник авиаторам.
Шарпатов нашел и скульптора -Константина Eвтушенко. …Переливающийся на солнце фюзеляж и большие размашистые крылья самолета. Фигура советского пилота в летном шлеме и тяжелых унтах, а по левую руку, с которой снята перчатка, — уже фигура современного авиатора в фуражке. Так выглядит этот памятник в одноименном сквере, поодаль — остановка, когда-то переименованная из «Улицы Новой» в «Сквер авиаторов».
…А в прошлом году на Текутьевском кладбище нашли захоронение первого начальника тюменских авиаремонтных мастерских Ивана Кондрашова. Мастерские потом стали тюменским заводом N 26 гражданской авиации (сейчас это авиаремонтный комплекс АО «ЮТэйр-Инжиниринг»). Дата захоронения: 1947 год. Он был первым руководителем, который приехал с коллективом мастерских в Тюмень из Барнаула в 1943 году, они ремонтировали самолеты По-2 (У-2), потом Ан-2.
— Захоронение было забыто, -рассказывает председатель городского совета ветеранов войны и труда Герман Смирнов. — В прошлом году бывший пилот Ту-154 Владимир Тепленко мне его показал. Металлическая пирамидка, фотография — единственная сохранившаяся — черно-белая, под простой пленкой. Я договорился с «ЮТэйр-Инжиниринг», с изготовителем — за две недели сделали гранитный памятник с портретом.
А еще об одном авиаторе, похороненном на Текутьевском кладбище, было толком ничего не известно. Пока брат Владимира Тепленко — Александр не стал собирать информацию об Эдуарде Лухте. В 2011 году Александр Петрович Тепленко был назначен директором музея компании UTair — он собрал все известные факты о летчике: выдержки из газет, фотографии, биографические статьи. Собрал папку, которая теперь хранится в фондохранилище музея.
С помощью этой информации городскому совету ветеранов войны и труда удалось в 2018 году добиться восстановления могилы Эдуарда Лухта.
…Eще в 1980 году, если верить статье Алексея Бабицкого, опубликованной на сайте «Великая страна СССР», инициативная группа ветеранов «Аэрофлота», летчиков-спортсменов ДОСААФ и представителей общественности обратилась в Тюменский совет народных депутатов с ходатайством — увековечить память об Эдуарде Лух-те. Просьбу удовлетворили — одну из площадей города должны были назвать его именем. Но этого не произошло.
Спустя 40 лет Герман Смирнов направил письмо руководителю авиакомпании «ЮТэйр», чтобы имя Эдуарда Лухта присвоили лайнеру. Однако ответа так и не получил.
Но что если не площадь, не лайнер, а улицу назвать именем Лух-та? Председатель совета ветеранов узнал, что для присвоения имени улице необходимо собрать документы, сделать копии и предоставить в комиссию перечень безымянных улиц. Но возможности совета оказались ограниченными, инициаторов было всего трое.
— Мы думали, что подняли этот вопрос, восстановив памятник на кладбище в 2018 году: понадеялись на авиаторов. Искренне считал, что достаточно только подать идею, — говорит Герман Борисович.
Он пытался связаться с внуками Лухта — дал телеграмму от имени совета. Просил принять участие в возложении цветов на могилу в честь 125-летия со дня его рождения. Но никто не ответил. Журналист Eкатерина Огнева, автор материалов о Лухте, также пыталась выйти на родных летчика, но безуспешно.
— Незаслуженно имя его забыто — совершенно легендарная личность. Человек, который для молодой советской республики столько сделал, защищал ее. Я иногда говорю, что на воздушных воротах города его скульптура должна стоять, — говорит Смирнов.
.Может, когда-нибудь мы еще пройдемся по улице Лухта или удобно устроимся на скамейке на площади, носящей его имя. Быть может, увидим, как небо пронзит острый нос лайнера Лухта.
***
фото: Памятник авиатарам Тюменской области;На таком летал Шарпатов (Ил-76 в Рощино).