Крутой разговор от первого лица
Возвращается мужик домой. Видит усталую жену и кучу перемазанных грязью ребятишек. Спрашивает: этих станем мыть или новых наделаем?
Анекдот
Когда совещание с руководителями департаментов и комитетов областной администрации закончилось, один из присутствовавших на нем журналистов сказал губернатору, что он сегодня нажил большое количество врагов.
— Лучше уж иметь открытых врагов, — сказал Леонид Рокецкий, — чем друзей, которые тебя же подставляют.
Совещание состоялось во вторник. И закончилось тем, что губернатор, в течение полутора часов рассказывавший сотрудникам администрации о недостатках в их работе, постановил: прекратить с сего дня выплачивать премию и 50-процентную надбавку «за сложность». «До тех пор, пока не увидите рост своих показателей. И это будет справедливо!» — заключил губернатор.
А теперь вернемся к сути разговора.
Частые отлучки главного администратора области со своего рабочего места и его выезды «на местность», судя по всему, дали ему богатый фактический материал, знание людей и ситуаций.
Чемодан не чемодан, а внушительный мешок компромата на тему: насколько успешно бюрократические структуры руководят участками, которые им поручены, губернатор собрал в этих поездках.
Вот, конспективно.
Идет строительство АЗС по области, а параллельно с ним — процветает торговля документами, позволяющими это строительство. В то же время чиновники всеми силами тормозят предпринимательство. И развитие местного самоуправления тоже.
В редакциях районных газет нет денег на зарплату, зато комитет по печати занимает первое место по зарплате в областной администрации (а на втором — управление по архивам,и только на третьем — комитет финансов).
Накануне уборки целые районы отключены от электроснабжения. А топливо, предназначенное для уборочных работ, транжирится «по записи» местными администраторами.
На юге области появился новый промысел: быть безработным. Тем временем областная Дума пытается преодолеть вето губернатора и обеспечить чиновников пенсией в размере 80 процентов от должностного оклада со всеми «накрутками» (это позволяет «нарисовать» пенсию размером в два миллиона рублей).
Торговая инспекция предпочитает «шугать» бабушек, торгующих беляшами на Тобольском тракте, но не пытается заставить платить налоги многочисленные строительные бригады из ближнего зарубежья, наводнившие Тюмень и окрестности. («Чеченов боятся, пошли гонять бабушек», — сказал губернатор). Таможенники, призванные охранять здоровье тюменцев на границе с Казахстаном, собирают мзду с проезжающих, виноват, овощи и фрукты — для анализов. Норма отбора — один ящик. К концу смены набирается грузовик. Не на свалку же везут? А «на границе» в тюменском аэропорту людей, прилетевших из стран СНГ, по четыре часа держат в накопителе, с детьми…
Весь этот, сжатый мною до нескольких фраз, компромат губернатор перемежал призывом: будьте людьми! Он просил всех, кто облечен полномочиями, избавляться от высокомерия, чувствовать себя властью, необходимой людям.
Губернатор отметил, что сам он в определенные законом сроки сдал декларацию о доходах и имуществе. И потребовал от чиновников немедленно сдать декларации. Кроме того, всех, кто имеет другое место работы, попросил оставить государственную службу…
Это лишь часть выслушанного в полной тишине, изредка перемежаемой тихим лепетом ответов и оправданий. Это в зале — лепет. А что говорилось за спиной? Упомянутая губернатором привычка служащего люда перемывать кости начальству никуда не делась. Наверняка в этот вечер и весь последующий день губернатору здорово икалось.
Смирятся ли чиновники с попытками не только укоротить их власть, но и урезать зарплату? Окажется ли губернатор не только резким, но и последовательным? Увы, в российской истории куда больше примеров скорее обратного смысла. Утешает лишь, что желающие разрубить узел одним ударом не переводятся.