Пограничные страсти — большой театр
Не могу расстаться с ощущением какой-то искусственности происшествий в районе белорусско-литовской границы. Неадекватность поступка (проступка?) и грозящего наказания. Стремительность взлета проблемы на самые высокие государственные позиции. Именно эта стремительность подъема заставляет меня предполагать, что для всех участников этой межреспубликанской игры главное вовсе не граница и не весьма уважаемый мною коллега Шеремет.
Не раз мне приходилось писать о том, что все в этой жизни, а тем более в истории, уже было. Что все повторяется и мало кому удается придумать что-то новое.
Практически ровно сто лет назад, в преддверии испано-американской войны за остров Кубу (который был не «свободной территорией Америки», а испанской колонией в течение трехсот лет), владелец влиятельной газеты «Нью-Йорк тайме» г-н Херст направил в район назревавших событий корреспондента. И дал ему наказ: «Вы обеспечиваете статью, а я обеспечу войну».
(Так оно и вышло: ряд подстрекающих публикаций, таинственный взрыв на американском крейсере «Мэн», объявление войны и — конец испанскому владычеству на Кубе).
Упаси боже, я не пытаюсь утверждать, что некие пожелавшие остаться неизвестными структуры намерены спровоцировать конфликт между братскими государствами. Хотя и не испытываю восторга в отношении «батьки Лукашенко». Он — герой не моего романа. Но дело не в нем.
Однако очень хотел бы понять: за каким, простите, чертом одна задругой съемочные группы ОРТ задались целью доказать, что граница между Литвой и Белоруссией плохо охраняется? Говорят, что граница между США и Канадой не охраняется вовсе. Нам-то что за дело? Это — пока! — не наша граница. Пусть о ней хлопочут Ландсбергис и Лукашенко. А господин Eльцин и господин Николаев, начальник федеральной погранслужбы, нехай опекают белорусско-российский рубеж. И не предпринимают решений по достижению прозрачности этого рубежа, если сопредельная сторона плохо бережет свои границы с третьими странами.
Так нет же! Шеремет с группой гуляет по «ненашей» границе и попадается. Ревностные выученики советского КГБ из белорусской «фирмы» с тем же названием их ловят. Российская пресса изображает страшное возмущение. К акции подключается сначала один президент, потом другой. (Но отчего-то молчит Ландсбергис, как будто это не его границу попытались лишить девственности удальцы из ОРТ). Скандал разгорается, и не находится ни в одном правительстве ни одной трезвой головы, которая бы сказала, что вопрос не стоит выеденного яйца.
Зачем-то на границу едет вторая группа ОРТ. Зачем-то Лукашенко — лишает аккредитации всех корреспондентов общественного российского телевидения. Зачем-то пресс-секретарь президента России Сергей Ястржембский «занимает жесткую позицию». Зачем-то спикер Госдумы Геннадий Селезнев едет улаживать ситуацию… Зачем? О чем речь, господа и товарищи?
О том, чтобы доказать, какая бяка Александр Лукашенко? Или чтобы лишний раз подчеркнуть свою хорошесть и правильность, а супротивной стороны — нехорошесть и неправильность?
Eще раз скажу: тому в истории (и литературе!) мы тьму примеров слышим. Но мне казалось, что государственные отношения должны быть хоть на волосок выше ссоры владельцев двух дачных участков, готовых на митинг протеста, подкупы, интриги ради пары вершков болотистой земли.
А может, можно все вернуть назад? Шеремета и остальных — в ОРТ. Президентов — к государственным занятиям. Шпаги — в ножны.
Кто первый скажет «б»?