Ходите в театр! А также на концерты и художественные выставки
В четверг в музее изобразительных искусств, что по улице Орджоникидзе (бывший дом политического просвещения), произошло небывалое. По крайней мере, за последние восемьдесят лет.
Столичный банк сбережений, нынешнее название — СБС-Агро, доставил в Тюмень самолетом и предложил нашему вниманию выставку русской графики XVIII-XIX веков.
Банк. Предложил. Выставку. Гравюр и рисунков.
Не акции, не новые формы пенсионных или детских вкладов, не завлекательные формы обслуживания и выгодного размещения ваших кровных сбережений.
Банк предложил прийти и, как бы это сказать, подышать воздухом прошлого.
Тут нет преувеличения. Этот воздух присутствует на старинных рисунках и этюдах, где изображен Петербург и даже птицы прошлого парят в небе.
Но, пожалуй, я не стану рассказывать о том, что нарисовано на этих полотнах и листах. У вас есть глаза, при желании вы сами можете побывать на улице Орджоникидзе и посетить зал на втором этаже. Выставка открыта до 7 сентября, и она — совершенно бесплатная. Скажу лишь, что там очень много рисунков Карла Брюллова из его итальянского альбома, петербургские гравюры русского художника Бенджамена Паттерсона. Там — серия маленьких «домашних» портретов известных (как полярный мореплаватель Федор Литке и граф Разумовский) и неизвестных людей. Я понимаю, что фотография тогда еще не была изобретена и люди заказывали портреты и рисунки своих детей, самих себя. Людей тех давно нет, а портреты сохранились, они смотрят на нас и что-то пытаются сказать… (Вот ведь незадача — не собирался говорить про выставку, а оно само как-то получилось).
Итак, Столичный банк сбережений собрал, собирает и продолжает собирать коллекцию живописи. Отдельные работы, как сказала атташе банка по культуре и хранитель коллекции Марина Лошак, приобретаются на аукционах за рубежом. Представленная ныне тюменцам выставка являла достижения отечественного искусства и за рубежом.
Ишь ты, подумает недоверчивый тюменец, вот денежные мешки! Вот хитрованы! Картины собирают! К чему бы это?
Чуть-чуть воспоминаний. Закончив университет на Урале, я впервые попал в Ленинград. Невский проспект. Дворцы, в которых хотя и располагались партийные и советские органы, носили фамилии прежних владельцев. Например, светлейшего князя Меншикова. И мне подумалось: а что бы осталось от прошлого, если бы Александр Данилович не тратил накопленное на эти дворцы, на картины и статуи? Наверное, не больше, чем осталось от неандертальцев? Какие-то предметы труда, каменные чашки, обсидиановые ножи.
Вообще, зависимость богатства и искусства очень интересна. Что бы ни говорили, как бы ни осуждали «этих кровопийц», нельзя не признать, что великие произведения искусства были щедро оплачены. И не только потом мастера, но и золотом нового владельца, даже если пути этого богатства были достаточно темны.
Я не знаю, о чем думали хозяева СБС-Агро, создавая свою коллекцию и пуская ее по городам и весям. На своем самолете. Оплачивая страховку, охрану, аренду залов. Может быть, о том, чтобы выгодно поместить капитал — предметы искусства постоянно дорожают. Или о том, чтобы улучшить свою репутацию. Их право. Но и мы кое-что получили от этого. Мы увидели эти, в прошлом недосягаемые, где-то хранившиеся рисунки и картины. Потом их увидит еще кто-то. Кому они будут принадлежать?
Сегодня картины принадлежат нам с вами. Торопитесь предъявить свои хозяйские права. Картины ждут.
***
фото: