Ни шагу назад
К 55-летию Сталинградской битвы
Была у родимцевцев своя присяга, принятая на сталинградской земле: «Помни присягу святую свою, будь беспощадным и стойким в бою. Трусы погибнут, орлы победят!Будем орлами! Ни шагу назад!».
«Ни шагу назад!» — стало клятвой защитников Сталинграда.
Не забыть мне никогда жаркое лето сорок второго!
В боевых действиях Отечественной войны я участвовал с 3 июля 1941 г., после окончания пехотного училища. Начал войну за Днепром в Белоруссии. Командовал взводом разведки, затем был командиром роты, начальником штаба батальона, командовал батальоном — был старшим лейтенантом, затем назначили начальником разведки 34 гвардейского полка в звании гвардии капитана. 21 год был от роду.
Самой трудной и памятной остается Сталинградская битва, положившая начало коренному перелому в Великой Отечественной и второй мировой войне.
Пятьдесят пять лет прошло с тех пор, но и сегодня, прямо скажу, восстанавливая в памяти те события, чувствуешь, как учащенно начинает биться сердце, и перед глазами встают давно отгремевшие сталинградские бои.
Итак, 1942 год. Жаркое лето подходило к концу. Наша легендарная 13-я гвардейская, ордена Ленина стрелковая дивизия, которой командовал Герой Советского Союза (Героя получил в Испании в 1936 г.) генерал А.И.Родимцев, в начале сентября 1942 г. по приказу Ставки Верховного Главнокомандования в срочном порядке была переброшена в Сталинград.
Обстановка там была к этому времени исключительно сложная, И я думаю, что об этом знала вся страна. Передовые отряды фашистской 6-й армии Паулюса и четвертой танковой армии прорвались в центр Сталинграда. Удар в сердце города враг нанес 14 сентября 1942 года. В этот день гитлеровское командование бросило против защитников города несколько лучших дивизий, 500 танков, множество самолетов, 1400 орудий и минометов.
Особенно сильные бои развернулись у Мамаева кургана (высота 102,0 м) и в районе реки Царицы. Напряженные бои шли у железнодорожного вокзала. Гитлеровцы взяли под обстрел главную переправу через Волгу. Форсирование водной преграды днем было невозможно, да и ночью эту операцию провести оказалось не легче. Река вспенилась от разрывов мин, бомб и снарядов. Немецкие автоматчики обстреливали переправу. Весь Сталинград полыхал огнем.
Командир полка Д.Панихин, комиссар П.Данилов поставили боевую задачу: переправиться на правый берег реки. В ночь с 14 на 15 сентября приступили к выполнению приказа. Это была не просто переправа, а настоящее форсирование водной преграды километровой ширины под огнем противника. Причем без авиационного и артиллерийского прикрытия, хотя орудий у нас хватало, особенно «Катюш».
Нов кого стрелять? Г де наши? Мы знали, что в городе из наших осталисьобескровленнаядивизия Сараева да поредевшие отряды народного ополчения.
Под ожесточенным огнем гитлеровцев передовые отряды гвардейцев высадились в районе Центральной пристани и с ходу вступили в бой. Вслед за передовыми батальонами начали переправу наш 34-й гвардейский и соседние полки дивизии. Вступив на священную землю Сталинграда, бойцы и командиры влились в героическую семью воинов легендарной 62-й армии генерала В.И.Чуйкова.
ЯЖ то воевал, тот хорошо знает, как бесконечно томительно тянется время в ожидании сигнала к наступлению. Но на берегу Волги мы не испытали таких ожиданий. Подразделения с ходу вступили в бой, стрельба не умолкала. Город горел. Пламя пожаров рвалось в небо. Рушились оставшиеся здания. Пыль, дым, гарь. Гвардейцы упорно шли на врага.
Почти все захваченные дома мы превратили в сильные узлы сопротивления, подготовили их к круговой обороне, например, «Дом Якова Павлова». К опорным пунктам были проведены скрытыет раншейные переходы. Рядом с нами были жители города. Под огнем трудились в заводских цехах.
К исходу второй недели боев фашисты перешли к ночным боевым действиям. В ночь на 1 октября фашисты, сосредоточившись в овраге Крутой, внезапно обрушились на наши части и вклинились в расположение дивизии. Глубина нашей оборонительной полосы, считая от берега Волги, колебалась от 500 до 300 метров. Хорошо изучив местность, гвардейцы под руководством нашего командира полка майора Панихина смело отбили атаки. Фашистов гвардейцы расстреливали в упор, забрасывали гранатами.Прорыв был ликвидирован.
В последующие дни бойцы и командиры нашего полка отбивали по 12-15 пехотных и танковых атак фашистов.
140 дней и ночей стояли насмерть гвардейцы Родимцева, обороняя родную землю, уничтожая гитлеровцев, боевую технику врага. А в последних боях за Сталинград гвардейцы нашей легендарной гвардейской дивизии первыми встретились и соединились с войсками Донского фронта на Мамаевом кургане. Сейчас стоит-танктам, где были встречи после разгрома фашистов. 2 февраля 1943 г. — незабываемый день. ял не до окончания сталинцу! градской битвы не повезло. Перед генеральным наступлением нашей дивизии против фашистов я был тяжело ранен, выполняя боевое задание командира полка по разведке в районе Мамаева кургана: разорвался снаряд фрицев, меня засыпало осколками и землей.
Жизнь мне спасла санинструктор нашего полка: откопала из- под земли и несла-тащила до Волги в медсанчать. Я узнал, кто мне жизнь спас, через 40 лет. Это была 18-летняя девушка-украинка Галина Николаенко. В 1982 г. мы встретились на Мамаевом кургане, на том месте, где я был ранен.
Сейчас в центре города на берегу Волги, усамой реки, стоит бетонная плита. С любого теплохода видны начертанные на ней светлые метровые буквы: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева!». Эти слова были написаны кровью в середине сентября 1942 года. 2 февраля 1943 г. дополнили запись на плите: «Выстояв, мы победили смерть!».
Только об одном боевом эпизоде, описанном в газете 13-й гвардейской дивизии, хочу сказать, а газета наша «На разгром врага» от 28 мая 1942 г.:
«Умело бить врага.
Неоднократно битые фрицы предприняли контратаку, поддерживала их большая группа танков. В этом бою вышел из строя командир одного подразделения, но немцам, понесшим большие потери, все же удалось немного потеснить наших бойцов с занятых позиций.
Гвардии капитану Багуркину поручили восстановить прежнее положение. Он немедленно принял эффективные меры против прорвавшихся войск врага.
Бой длился несколько часов. Враг истекал кровью. Бронебойщики подбили 4 танка, уничтожили их экипажи, а одного танкиста взяли в плен. Все поле боя было усыпано трупами немецких автоматчиков.
В этом бою командир Багуркин проявил исключительную храбрость, бесстрашие и инициативу, за что представлен к правительствённой награде».
За этот бой я был награжден орденом «Отечественной войны» I степени.
Битва на Волге является одним из выдающихся военных событий. По своему размеру, напряженности и последствиям эта битва превзошла все сражения, какие знала история до этого.
В течение 6,5 месяцев на огромной территории шли ожесточенные сражения, в которых участвовало свыше 2 миллионов человек, 26 тысяч орудий и минометов, более 2 тысяч танков и свыше двух тысяч самолетов.
На Волге советская армия, особо скажу — при огромной поддержке и помощи нашего тыла, нанесла фашистской армии и войскам ее союзников невиданное поражение. От Сталинграда началось повсеместное массовое изгнание фашистов с нашей территории.
Мне запомнились слова из стихотворения одного гвардейца при встрече в Волгограде:
У Волги осень золотая Под песню неба стелет лист,
А мне все слышится другая — Разрывов гром, осколков свист. Здесь насмерть воины стояли,
В боях здесь плавилась броня, Здесь мы врагу хребет сломали! Поклон всем павшим от меня! Смотрю на символ ратной
славы,
На город братства и труда.
И вновь у бывшей переправы Ищу друзей под кромкой льда.
А.А. Багуркин, участник Сталинградской битвы.