Курортный город Анапа
Анапа (на всякий случай сообщаю, вдруг кто не знает) находится на побережье Черного моря. Это как бы опорный пункт: отсюда идут дороги в Феодосию, Геленджик, Сочи. Многие отправляются в эти города, но многие и остаются в Анапе. Среди последних были мы: родители, сестра и я.
Делай деньги!
Многие, я думаю, смотрели фильм «Спортлото-82», где хозяйка сдает приезжим лучшие комнаты, своего родственника поселив в курятнике.
Подобная картина здесь в порядке вещей. Нередко хозяйка сдает свою квартиру под жилье туристам, сама переселяясь в какой-нибудь гараж или пристройку. В частном гостиничном комплексе по соседству с нами проживали еще двенадцать семей. У каждой семьи — по своей большой комнате, в то время как хозяева ютились в малюсенькой комнатушке.
Сыну с молодой женой наши хозяева тоже оставили совсем крохотную комнату. «Ничего,- говорит хозяйка Татьяна,- зато зимой будут жить в большой комнате с большими деньгами» (за сезон они выручают как минимум 40 миллионов рублей).
Многие выстраивают собственные гостиницы вместо допотопных домиков. Что ж, есть деньги — почему бы и нет. Мысль о собственной гостинице не покидает многих обладателей жилья. Не обошла она и нашу хозяйку. «Два миллиона уже отдали за проект, — делится Татьяна, — осталось построить».
Хамелеоны Так можно назвать здешние цены. Наблюдается прямая зависимость от времени суток. К примеру, шашлыки. Утром это блюдо стоит 5-6 тысяч рублей. К обеду цена вырастает до 8 тысяч. Вечером же шашлычок стоит уже 10-12 тысяч. И так неузнаваемо «меняются» практически все продукты.
Некоторые цены, правда, остаются без изменений: на пирожки, казинаки, чебуреки, пирожное.
Торговля популярна здесь не меньше, чем сдача жилья внаем. На пляже, к примеру, ежеминутно раздаются голоса продавцов, рекламирующих свой товар: «кто купит семечки, того будут любить девочки». Или: «кто купит чурчхелла, того после обеда ждут любовные дела».
Торгуют и стар и млад. Самому молодому продавцу, которого мы вйдели, не больше восьми. Ну а самого старшего уже окутала седина.
Не слышны в саду Темнеет в Анапе рано, летом — в половине десятого. Однако на набережной жизнь кипит вовсю. Всевозможные кафе и рестораны под открытым небом, каждый с живой музыкой, тянутся длинной чередой. Желающих развлечься тоже очень много, можно сравнить с днем молодежи в Тюмени.
Но буквально в нескольких кварталах отсюда — покой и тишина. Изредка встретится прохожий, проедет машина, и лишь цикады нарушают тишину, неутомимо цокая до утра…
Кладбище Проходя на каменный пляж, не минули мы местного кладбища. И несколько удивились, не увидев ни одного памятника «нашего» типа. Могилки анапские ассоциируются с постелью: высокая плита с возвышением («подушка»), где написаны данные об умершем.
Очень редко встречаются привычные нам оградки, столики. Но если есть оградка, то шикарная. Например, на каждом углу возвышаются кони, длиной примерно 40 сантиметров. Местная свадьба Подружившись с невесткой хозяйки, я нередко просиживала у нее в комнатушке. Однажды она решила показать мне видеозапись недавно состоявшейся свадьбы.
Свадебные обряды и само проведение торжества в Анапе чем-то походят на наши, но отличия стоят того, чтобы о них рассказать.
К примеру, свекровь выносит большой красивый каравай. По нашим обычаям жених и невеста по очереди должны откусить хлеба, и по этому определяют: кто будет главой семьи (естественно, кто больше откусит). У молодоженов Анапы задача проще: они, соревнуясь, отламывают по кусочку. Рассказываю, как у нас, и вижу удивленные глаза собеседницы. «Как же это, — сетует она, — помада ведь сотрется…».
После ЗАГСа, как и у нас в Тюмени, шествие движется по «священным» местам (у нас это: Вечный огонь и семь мостов, и оттого, проедешь ты их или нет, якобы зависит будущее счастье молодоженов; у них: живой источник, воды из которого должны испить супруги, памятник героям Великой Отечественной, парк).
На «священных» местах и начинается пир. Шампанское, тосты, «горько», какие-то конкурсы — это еще в дороге. В ресторан или туда, где будет проводиться торжество, приезжают уже «хорошенькими». Свадьба,которую я смотрела, проходила в ресторане.
У входа в ресторан ждет тамада. Вступительная речь, каравай, звонкие монеты, пожелания. Далее тамада кладет большую тарелку вверх дном и предлагает наступить на нее жениху и невесте, чтоб определить опять же, кто в доме верх держать будет. Жених берет невесту на руки, наступает на тарелку, показывая тем самым, что в семье у них будет равноправие, и заходит в ресторан. Гости — за ним.
В зале ждет шикарно накрытый стол. Гости располагаются, но ненадолго. Буквально после первого тоста начинаются танцы. Свадьба проходит практически на ногах, чем-то напоминая один большой танец: конкурсы, «горько», пожелания, воровство невесты, подарки — все это в непрерывном движении. К столу подходят лишь затем, чтоб взять выпивку, закуску или чтоб передохнуть от бурной пляски. «На то она и свадьба, — говорит моя собеседница, — чтоб пьяным быть да наплясаться вдоволь».
Медведи по городу у нас не ходят…
Наше представление о жителях Анапы и других южных городов — загорелые,избалованные солнцем и объевшиеся фруктами люди. Но что они, южане, думают о нас? Сразу вспоминаешь Михаила Задорного, который со смехом говорит об обманчивом образе сибиряков; о том, что медведи у нас по городу ходят… Шутки-то шутками, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды.
Однажды с нами произошел забавный случай. Лежим с подругами, кстати, тоже сибирячками, на пляже. Разговорились с рядом лежащей анапкой, которой, видимо, надоело дома сидеть. Она узнает, откуда мы, и, с ужасом и недоверием в глазах, внимательно начинает рассматривать нас, кажется, не пропуская ни одной детали (видимо, чтоб потом своим подружкам рассказать о том, какие они, люди из Сибири).
— Как вы там живете?! — спрашивает.
Мы, конечно, недоумеваем. Оказывается, в ее понятии, мы живем в чем-то среднем между вагончиками и шалашами, круглый год носим валенки и фуфайки… но хоть медведи в последнее время перестали ходить по городу(надоело, наверное, — O.K.).
Мы, сдерживая смех, объясняем, что у нас, как и в других городах, стоят дома высокие, с благоустроенными квартирами, и площади красивые, и театр у нас есть, и кинотеатры, концертные залы, кафе… и ходят у нас не в фуфайках, а в дорогих шубах, пальто… и жизнь у нас, как и у них, бурлящая… Но наша собеседница беспрестанно повторяла: не верю. И вообще, нечего ей голову морочить. И, в конечном счете, быстро покинула нас, видимо, все-таки приняв за обманщиц.