«Гермес-Финанс»: юридический практикум
Два года назад вкладчики финансовых пирамид митинговали, год назад сидели в приемных представителей власти. Сейчас в основном судятся. Причем все чаще — коллективно. И все чаще — в арбитражных судах.
Судебные процессы, как правило, заканчиваются в пользу вкладчиков. Тюменский арбитражный суд, например, принял решение о ликвидации «Гермес-Финанса».
Обязанность провести ликвидацию возложена на «Тюменский финансовый дом» — видимо, этот учредитель «Гермес-Финанса» оказался самым доступным. Однако «Тюменский финансовый дом», столь высокой честью не польщенный, ликвидационные действия не производит и хотел бы частично оспорить решение арбитражного суда. Мешает то, что пропущены сроки подачи апелляционной жалобы.
4 сентября в арбитражном суде рассматривалось ходатайство «Тюменского финансового дома» о том, чтобы ему восстановили срок подачи апелляционной жалобы. Суд под председательством Татьяны Синько не удовлетворил ходатайство. Но .вряд ли это означает, что «ТДФ», в котором два штатных работника, завтра же примется принимать претензии и искать должников «Гермес-Финанса». Начия Глушкова, представлявшая в процессе городскую прокуратуру, думает, что с самого начала можно было бы ввести в ликвидационную комиссию вкладчиков — это не запрещено законом. Вкладчики как люди заинтересованные взялись бы за дело с большим рвением.
Получается, что у «ТФД» и общества защиты вкладчиков интересы совпадают. Одни хотят избавится от бремени, другие могли бы принять его на себя. Однако, по мнению активиста общества защиты прав вкладчиков Андрея Бахмана, важно, чтобы решение суда о ликвидации осталось в силе. Напомню, в свое время «Гермес-Полис» застраховал вклады в «Гермес-Финансе». И главная задача вкладчиков сейчас — заставить «Гермес-Полис» выплатить страховку. (Именно для этого решение о ликвидации должно остаться в силе).
А в «Гермес-Полисе» считают, что не должны платить страховку. Потому что основанием иска городской прокуратуры о ликвидации «Гермес-Финанса» послужила незаконная деятельность компании. А в договорах страхования, которые вкладчики заключали с «Гермес-Полисом» на случай банкротства, есть один неприятный для вкладчиков пункт. Страховка не выплачивается в случае, если деятельность «Гермес-Финанса» признана незаконной.
Eще одна надежда вкладчиков связана с так называемым «московским» «Гермес-Финансом». В свое время «тюменский» «Гермес-Финанс» отправил туда деньги. Теперь по решению арбитражного суда Москвы «московский» «Гермес-Финанс» должен «тюменскому» двенадцать миллиардов. Но председатель ликвидационной комиссии московского «Гермес-фи.нанса» считает, что очередь до наших «гермес-финансистов», скорее всего, не дойдет: сначала будут выплачены вклады физических лиц. А «Гермес-Финанс» — лицо юридическое…
На взгляд постороннего наблюдателя, вкладчики многочисленных финансовых компаний, пытаясь вернуть свои деньги, совершают совершенно бессмысленные действия. Ищут даже не прошлогодний, а позапрошлогодний, давно растаявший под жарким Канарским солнцем снег. А то, что удается найти, тает в руках.
Но смысл, наверное, есть. Приобретается бесценный юридический опыт, который можно потом завещать детям.
Правда, среди обманутых вкладчиков юристов тоже достаточно.