Проект Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Тюмени
(Продолжение. Начало в № 112)
При таком подходе система управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Тюмени рассматривается как трехуровневая система:
— собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
— заказчик жилищно-коммунальных услуг (управляющая организация);
— подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
2. Снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг
2.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья.
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание (группы жилых домов), является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Пути содействия на местном уровне становлению ТСЖ:
— создание службы (специалиста) в структуре департамента жилищно-коммунального хозяйства по работе с ТСЖ;
— упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества и кондоминиума;
— проведение департаментом ЖКХ г. Тюмени постоянной организаторской работы по созданию ТСЖ на существующем жилом фонде;
— проведение департаментом ЖКХ г. Тюмени и департаментом по строительству г. Тюмени организационной работы по созданию ТСЖ в процессе строительства жилых домов, если они строятся по долевому принципу, включение председателей (управляющих)ТСЖ в состав комиссий по приемке домов в эксплуатацию;
— создание постоянно действующих курсов по подготовке управляющих и других специалистов ТСЖ, по повышению их квалификации;
— предоставление дотаций из местного бюджета на текущее содержание жилья и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией в зависимости от степени износа жилищного фонда;
— предоставление льгот, адресных субсидий гражданам, проживающим в домах ТСЖ соответственно как и по муниципальному жилищному фонду;
— выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества, что может позволить привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья;
— урегулирование вопросов и налогообложения;
— поддержка и участие в работе объединений (ассоциаций) ТСЖ, на территории г. Тюмени;
— проведение активной информационной кампании по разъяснению возможностей, которые получают собственники, объединенные в ТСЖ.
2.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг
2.2.1. Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимостью специализированным организациям (заказчикам). Такая идеология нашла отражение в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
Формирование службы заказчика (управляющей организации) как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в городском жилищном хозяйстве.
При выборе службы заказчика (управляющей организации) собственник (муниципалитет) должен учитывать:
— максимальную степень ориентированности службы заказчика на удовлетворение нужд нанимателей, арендаторов и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
(Продолжение в следующем номере) _