X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Да что нам Пришвин…

Дом, который вы видите на снимке, принадлежал известному тюменскому купцу И.И. Игнатову. Михаил Пришвин, живший здесь, писал в «Кащеевой цепи»: «дом, похожий на речной пароход». Фо7пография из архива Виктора Копылова сделана в 1992 году. Уже тогда от «парохода» ничего не осталось…

В феврале 1998 года исполняется 125 лет со дня рождения М.М.Пришвина — писателя, хорошо всем известного по школьной программе. Сегодня Пришвин открывается нам как религиозный философ, мыслитель-космист. Многие ли, однако, знают, что жизнь и творчество Пришвина имеют прямое отношение к истории нашего города?

В Тюмени Пришвин провел юношеские годы (1889-1892), приезжал сюда уже известным писателем в 1909 году. О Сибири и Тюмени он писал во многих своих произведениях: «Черный Араб», «Заворошка», «Кащеева цепь» и др. Пришвин, называвший себя бродягой-писателем, жил во многих городах России, но Тюмень навсегда вошла в его жизнь, так как именно с нашим городом он связывал рождение главной темы своего творчества — темы человека и природы.

Имя Пришвина сегодня — повод и основание для серьезного разговора о многих проблемах культуры города. Хотелось бы ошибиться, но думаю я, что Тюмень сегодня, к сожалению, мало осознается как культурное пространство — если под культурой понимать не гастроли эстрадных «звезд», а ту великую русскую классическую культуру, к которой принадлежал Пришвин и наследниками, а чаще расхитителями, которой мы являемся. Улицы и площади города для многих его жителей не звучат голосами прошлого, не пробуждают той культурной памяти, которая делает человека причастным к истории отечества.

Тюмень Пришвина, например, — это город конца прошлого и начала нынешнего века с его каменными купеческими особняками и деревянной резьбой, храмами, Александровским реальным училищем и «красавицей» (!) Турой. Эту часть города мы называем историческим центром, неповторимое лицо которого стремительно разрушается под натиском бесхозяйственности и новой русской архитектуры.

В какой-то степени, видимо, есть вина школы, забывшей о том, что обыкновенная экскурсия учеников по той же, например, Тюмени Пришвина может дать больше для экологического и духовного воспитания, чем иные теоретические разговоры. Учителя, однако, справедливо скажут, что мало информации о Тюмени литературной, в городе нет литературного музея, нет, наконец, в школьных библиотеках тех же пришвинских произведений, чтобы его творчество можно было серьезно изучать. Школа наша тоже пока не является «школой радости», о которой мечтал Пришвин.

Скептики, прочитав это, скажут: «Да что нам ваш Пришвин, мало ли в Тюмени жило великих людей». Они правы. Но чем плохо, например, Орлу от того, что он — город и Пришвина, и Бунина, и Леонида Андреева? Там есть их музеи, там всех своих знаменитых земляков чтут.

Очень хотелось бы, чтобы в год пришвинского юбилея не на словах, а в конкретных делах, направленных на духовное возрождение России, объединились педагоги, школьники и ученые, экологи и охотники, музейные и библиотечные работники, домохозяйки, политики и городские власти — все тюменцы, которым дороги история и культура родного города и которым внятны слова их замечательного земляка: «Не отрицать, а утверждать, не разрушать, но строить».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта