X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Верните театры тюменскому зрителю

Впервые за четверть века моего общения с тюменским театром я не могу порадовать нашего читателя — любителя сцены — датой открытия очередного сезона. Многое скрылось в холодном тумане хронического недофинансирования, вполне обоснованных претензий пожарных и прочих «надзорных» инстанций, озабоченных, как бы не «поехали крыши» у тюменских зрительных залов, давно просящих о необходимом ремонте.

Ситуация с платежами понятная, ответственные лица разных областных рангов ее проясняют, озвучивают по всевозможным каналам. Обязательно кому-то из бюджетников не хватает. Никого из них не хочу задеть, обидеть. Не сравниваю творческие потенциалы и возможности десятка трупп (профессиональных и полупрофессиональных), заявивших о себе в нашем регионе. Так сложилось, что возглавляют этот почетный список (по алфавиту) театры драмы и комедии, кукол и масок, тобольский драматический…

Более всего знаком с работой местной драмы и кукольников. Со всеми цехами и службами в них набирается около сотни сотрудников. Главный режиссер драматического Алексей Ларичев работает в Тюмени уже третий год. Недавние сенсационные гастроли в Омске — признанном российском театральном центре — показали, что и главный, и труппа работают на самом высоком современном уровне.

Не уехал и новый главный режиссер театра кукол и масок Григорий Гольдман. Eму, усыпанному лаврами и дипломами, имеющему громкое имя в профессиональной среде, тоже нравится тюменская труппа. Он репетирует, полны надежд и творческой энергии замечательные артисты, замахиваются на необычный спектакль к Новому году. Но, дорогие власти из мэрии и областной администрации, неужели все может остановиться не только из-за отсутствия средств для двух тюменских трупп (подчеркиваю, их всего 100 человек), но и из-за небольшого механического станка для изготовления элементов декораций?

Читал старые тюменские газеты, подобные ситуации возникали и в прошлом. Но тогда гласные (депутаты) городского собрания благословляли проведение лотерей, пускали по фирмам подписные листы. Eсли «новые русские» не ведают, что у нас — и для взрослых, и для детей! — работают высококлассные театры, то пусть придут (если здания «распечатают») и посмотрят «Эквус» в драме и уже готовую премьеру в кукольном «Сэмбо».

А пока наши труппы ведут себя подобно героям «Варяга»: погибаем, но не сдаемся! Эксплуатация здания кукольного для обычной работы, слава богу, не запрещена. И приглашенная на сдачу «Сэмбо» публика (детская и взрослая) была ошеломлена завораживающей красотой действия, виртуозной техникой актеров, органическим сочетанием столь модного ныне «ужастика» с романтическим путешествием добрых героев в страну зла. Самоуверенность и алчность столько раз наяву подводили злодеев, что и на этот раз, в сказке, они проиграли.

Постановщик Григорий Гольдман выбрал из золотого фонда советской кукольной классики сказку 50-х годов, написанную ленинградским режиссером и драматургом Юрием Киселевым. Мотив — только настоящая дружба и союз добрых людей могут противостоять злой силе зарвавшихся властителей. Глаз не оторвать от классического стиля сценографии замечательного тюменского мастера Владимира Осколкова. Как всегда, добротно поработала над музыкальным оформлением Ольга Линенко. На художественной коллегии, принимавшей спектакль, директор театра Раиса Рогачевских, поддержав отличные оценки премьеры, особо выделила техников и бутафоров, изготовителей удивительно пластичных тростевых кукол.

Ученик европейски знаменитой кукольной школы Михаила Королева (Ленинград) Григорий Гольдман на этот раз поставил классический спектакль, но придав ему черты современного стиля. Думаю, что наши прекрасные актеры, привыкшие работать, в своей творческой паре с куклой «живьем» (нескрываясь за ширмой), на этот раз не обиделись… Они были подобны Пигмалиону, вдыхавшему жизнь в свою холодно-мраморную избранницу. Куклы стали продолжением их нервов, эмоций, голоса, пластики тела, они блистательно перевоплотились в плутоватого Шакала (арт. Юрий Федоров), в любящую и сторожкую мать Антилопу (засл. арт. Нина Вальтонс), неугомонного Олененка, бесстрашно и беззаботно открывающего сложный мир джунглей (символический образ человеческого бытия), -арт. Зинаида Береговая. Словно жюльверновский чудаковатый ученый Паганель, проникался реальным состраданием к нашим братьям меньшим Человек (так у драматурга) в исполнении Василия Лазарева. Мощными трюками заводил зал Лев Николая Тарасова,нетерпеливо поджидал свои жертвы Крокодил Алексея Мороза, не побоялась его отважная Собачка Альфии Загретдиновой, лихо выделывали свои коленца Обезьяны Людмилы Удаловой. Спектакль получился просто феерическим, он «полнометражный», в двух действиях с антрактом.

Сразу же после показа художественная коллегия принимала макет и эскизы к задуманной к Новому году сказочной драме по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Eе готовят режиссер Василий Лазарев и сценограф-дебютант, студентка декоративно-оформительского отделения факультета культурологии Тюменского института искусств и культуры Светлана Стебельская. Предусмотрен и выездной вариант в школах, клубах. Постановщик считает, что наш зритель соскучился по классической народной сказке и новая работа будет иметь успех.

А мы будем верить, что волны доброй энергии нового кукольного спектакля «Сэмбо» (сам ощутил на себе!) достигнут властных кабинетов и там найдут способ помочь нашим театрам. А что, Раиса Николаевна, не слабо специально пригласить на просмотр в одну из ближайших суббот Рокецкого и Киричука с возлюбленными чадами и деловых людей в семейном интерьере?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта